Форма государственного устройства: понятие и виды.
Форма государственного устройства - это территориальная организация государства, характеризуемая соотношением государства в целом и его отдельных составных частей.
Форма государственного устройства показывает, как распределена власть в государстве по вертикали, отражает соотношение центральной власти и власти в отдельных частях государства.В зависимости от формы государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные. Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.
Унитарное государство -единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий
В унитарном государстве единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед центральной властью (чаще - перед правительством).
В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление.
Федеративное государство -сложная форма государственного устройства. Федерация - форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются несколько государственных территориальных образований, обладающих определенной степенью государственного суверенитета.Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации.
В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.
В федерации существуют две системы законодательства - федерального и субъектов федерации. Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг). Важнейший вопрос любой федерации - распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.
Различаются федерации по принципу построения:
- территориальный;
- национально-территориальный
Территориальный принцип.Субъектами федерации, построенными по такому принципу, являются территориальные образования безотносительно от национального состава населения (США). Этот принцип является гарантией территориальной целостности государства.
При национально-территориальном принципеобразования субъектами федерации являются как территориальные, так и национальные образования (РФ).
Отдельно выделяют конфедерации.
Конфедерация- межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).
Конфедерация - неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации.