Тема 1. Теоретико-правовые основы местного самоуправления

РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопросы к изучению:

понятие местного самоуправления, аспекты местного самоуправления, признаки местного самоуправления, характеристика признаков местного самоуправления;

понятие местного самоуправления, система муниципальных правовых актов, общие требования к муниципальным правовым актам, обязательные требования для вступления в силу муниципальных правовых актов, порядок отмены муниципальных правовых актов.

Понятие местного самоуправления.Местное самоуправление представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами, определяет систему демократического управления в обществе и государстве.

В настоящее время в Российской Федерации существует два официальных нормативных определения местного самоуправления. В первую очередь это определение, сформулированное в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее – ФЗ № 131)". В соотв. ч. 2 ст. 1 настоящего федерального закона местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Второе определение местного самоуправления содержится в Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г. ETS № 122 (г. Страсбург), действующей в Российской Федерации с 1 сентября 1998 г. В ст. 3 в Хартии под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Наряду с существующими определениями местное самоуправление принято также рассматривать в качестве:

1) основы конституционного строя;

2) формы народовластия;

3) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Местному самоуправлению как виду публичной власти присущи внутренние и внешние признаки.

К внутренним признакам местного самоуправления относится:

1)Автономность местного самоуправленияорганизационное обособление от системы государственной власти. В соотв. со ст.12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Влияние государства на определение персонального состава органов и должностных лиц местного самоуправления должно быть ограничено. Государство вправе вмешиваться в деятельность населения по решению вопросов местного значения в исключительных случаях, установленных федеральным законом.

2)Самостоятельность местного самоуправлениянаделение собственной компетенцией по решению части публичных вопросов, именуемых вопросами местного значения. Вопросы местного значения могут решаться только населением муниципального образования непосредственно или через органы местного самоуправления.

3)Независимость местного самоуправленияосуществление местного самоуправления непосредственно либо путем создания собственных органов местного самоуправления. Система и структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования самостоятельно, в рамках, установленных законом. Местное самоуправление осуществляется населением муниципального образования исходя из собственных интересов, которые не обязательно совпадают с интересами субъекта Российской Федерации и государства в целом.

4)Ответственностьналичие разнообразных формпозитивной и негативной ответственности. Позитивная ответственность –самоответственность органов местного самоуправления перед иными органами и населением (отставка, удаление главы муниципального образования, отзыв выборного лица). Ответственность в негативном смысле – обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за нарушение правовых норм, означает, что органы местного самоуправления несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

5) Значительный удельный вес форм непосредственной демократии. Местное самоуправление отличается широкой системой форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, отзыв выборных лиц) и участия населения в осуществлении местного самоуправления (правотворческая инициатива, опрос граждан, публичные слушания и т.д.)

Внешние признаки местного самоуправления:

1) Территория. Местное самоуправление как форма публичной власти невозможна в отсутствие соответствующей территории. Территория понимается в административном смысле и не зависит от права собственности на землю. В соотв. с положениями ФЗ № 131 территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 3,4 ч. 1 ст. 11).

2) Население природа местного самоуправления предполагает в качестве обязательного субъектанаселение, проживающего границах муниципального образования.

3) Органы местного самоуправления. Несмотря на значительный удельный вес форм непосредственной демократии, для осуществления полноценного муниципального управления необходимы соответствующие органы. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), по общему правилу, является обязательным.

4) Объекты муниципальной собственности – наличиенеобходимой инфраструктуры, обеспечивающей возможность органам местного самоуправления решать вопросы местного значения.

5) Местный бюджетправовая форма образования и расходования финансовых средств для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения.

6) Местная символикамуниципальные образования в соотв. с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности (герб, гимн, флаг).