Тема 7. Юридическая техника

Вопросы к изучению:понятие юридической техники, структура понятия юридической техники, познавательно-юридический компонент юридической техники, нормативно-структурные правила юридической техники, документально-технические правила юридической техники.

 

Юридическая техника– система правил, средств и приемов, предназначенных и используемых для познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста правовых (нормативных) актов. Законодательная техника и техника по подготовке подзаконных актов являются частными видами юридической техники.

Законодательная техника основывается на Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, подготовленных Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Юридическая техника подзаконных актов установлена в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", а также в нормативных актах федеральных органов государственной власти.

Структура понятия юридической техники.Юридическая техника включает несколько компонентов, использование которых в совокупности способствует комплексному анализу качества подготовки проектов нормативных актов:

1) познавательно-юридический;

2) нормативно-структурный;

3) языковой;

4) документально-технический.

Для каждого из указанных элементов существуют определенные, единые и устоявшиеся правила, средства и приемы юридической техники.

Познавательно-юридический компонент юридической техники.Познавательно-юридический компонент имеет ключевое значение для определения содержания нормативного акта и начинает активно использоваться на самых ранних, «предпроектных» стадиях нормотворческой деятельности, при формировании концепции будущего акта. Имеет конечной целью максимально полное, качественное и эффективное определение предмета нормативного регулирования и связан в первую очередь с концепцией нормативного правового акта.

Концепция нормативного правового акта – это аналитическая нормативная модель с вариантами правового поведения, с примерной структурой акта, его связями с иными актами, возможными последствиями его принятия и оценкой эффективности действия.

В концепции проекта нормативного правового акта должны определяется:

1) основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется его действие, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;

2) место будущего акта в системе действующих нормативных правовых актов с указанием законов, которым должен соответствовать данный акт и на реализацию которых он направлен;

3) место будущего акта в системе муниципальных правовых актов;

4) общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере нормативных правовых актов;

5) социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего нормативного правового акта.

Нормативно-структурные правила юридической техники представляют собой правила:

1) оформления заголовка (наименования) и преамбулы нормативного правового акта;

2) рубрикации нормативного правового акта;

3) оформления заключительных и переходных положений;

4) внесения изменений в нормативные правовые акты;

5) оформления перечня нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу.

Правила оформления заголовка и преамбулы нормативного правового акта. Заголовок (наименование) нормативного правового акта обозначает предмет нормативно-правового регулирования. Заголовок правового акта должен соответствовать его содержанию, отражать сущность правового акта, быть точным, четким и максимально информационно насыщенным.

Преамбула является вводной частью нормативного акта, в которой определяются его цели и задачи, общая идея, разъясняется необходимость принятия и специфика данного акта. Преамбула не является обязательной, но для наиболее важных, значимых нормативных актов введение преамбулы представляется целесообразным.

Преамбула предваряет текст нормативного акта, не нумеруется, не содержит самостоятельные нормативные предписания, не формулирует предмет регулирования проекта нормативного акта, не делится на статьи и не содержит ссылки на другие нормативные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием данного акта.

Правила рубрикации нормативного правового акта. Рубрикациянормативного правового актаразделение его цельного текста на составные части в соответствии с логической структурой акта. В муниципальных нормативных актах целесообразно использовать следующие структурные единицы (по нисходящей): раздел ® глава ® статья.

Раздел имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами и наименование. На практике разделы вводятся в муниципальных актах довольно редко; даже в уставе муниципального образования возможно использовать только два вида структурных единиц – главы и статьи.

Глава нумеруется арабскими цифрами и также имеет наименование. Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Статья и низшие структурные единицы. Основной структурной единицей нормативного акта является статья. Она должна иметь порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, а также, по общему правилу, наименование. Статья подразделяется на части, которые обозначаются арабской цифрой с точкой.

Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, а пункты – на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы.

Первичным структурным элементом нормативного акта является предложение. Обычно одно предложение содержит одну норму права, но бывают и случаи, когда норма права выражается при помощи двух и более предложений.

Нумерация структурных единиц нормативного правового акта. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц проекта нормативного акта должна быть сквозной. В этой связи, в соответствии с правилами юридической техники, недопустима отдельная нумерация статей каждой главы.

С юридико-технической точки зрения представляется недопустимым изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей нормативного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц нормативного акта. Если дополнения вносятся в конец статьи или нормативного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (соотв. частей и пунктов или глав, статей).

Если нормативный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы целесообразно обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями.

Нормативные акты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д. Если к проекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака «№».

Оформление заключительных и переходных положений. Заключительные и переходные положения обычно размещаются в конце текста нормативного акта, чтобы установить те предписания, которые связаны определением срока вступления в силу нормативного акта или отдельных его частей.

Статья о порядке вступления в силу вводится в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного нормативного акта.

В заключительных и переходных положениях, кроме того, размещаются положения о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты, а также о признании утратившими силу тех актов или их частей, которые противоречат новому регулированию.

Внесение изменений в нормативный правовой акт.Внесением изменений считается:

1) замена или исключение слов, цифр, предложений;

2) исключение структурных единиц не вступившего в силу нормативного акта;

3) новая редакция структурной единицы нормативного акта;

4) дополнение структурной единицы статьи акта новыми словами, цифрами или предложениями;

5) дополнение акта новыми структурными единицами;

6) приостановление или продление действия акта или его структурных единиц.

Изложение нормативного правового акта или его структурной единицы в новой редакции. Новая редакция нормативного правового акта в целом, как правило, не допускается. Структурная единица нормативного акта излагается в новой редакции в случаях, если необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу или неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы нормативного акта.

Правила оформления перечня нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу. Перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в нормативном акте, устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в нормативном акте о внесении изменений в нормативные акты и признании утратившими силу некоторых нормативных актов, а также может быть самостоятельным нормативным актом.

При включении каждого нормативного акта в перечень нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид нормативного правового акта, дата его подписания, регистрационный номер (если он есть), наименование, а также источник его официального опубликования.

Каждый нормативный акт включается в перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Нормативные акты, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в таком случае они считаются пунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой).

Нормативные акты в перечне нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания нормативные акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.

Языковые правила юридической техники.Языковые правила юридической техники подразделяются на:

1) общелингвистические;

2) терминологические;

3) синтаксические;

4) стилистические.

Основные общелингвистические правила юридического языка:

1) ясность и доступность языка нормативного правового акта. Значение этого правила состоит в том, что если смысл нормативного акта не будет понят широкими слоями населения муниципального образования, то вряд ли возможно рассчитывать на эффективное применение, исполнение и соблюдение принятого акта.

2) точность и недвусмысленность текста нормативного акта;

3) унификация, единообразие способов изложения правовых предписаний предполагает использование единых реквизитов актов, построенной на общих принципах структуры актов, единой терминологии, юридических конструкций и формулировок, унифицированного юридического языка;

4) оптимальная экономичность изложения нормативных предписаний, компактность нормативных формулировок.

Основные правила использования юридических терминов:

1) ясностьи самообъяснимость (термин должен быть понятен правоприменителю);

2) однозначность толкования;

3) апробированность (использование устоявшихся терминов и выражений, имеющих широкое хождение и устоявшихся на практике).

4) эмоциональная нейтральность.

Правила использования юридических терминов в основном производны от общелингвистических правил юридического языка.

Документально-технические правила юридической техники.Документально-технические правила юридической техники связаны с установлением формальных реквизитов нормативного акта – обязательных элементов нормативного акта, свидетельствующих о его официальном характере и юридической силе.

К числу формальных реквизитов нормативного правового акта относятся:

1) форма и заголовок (наименование) нормативного правового акта;

2) дата его подписания;

3) подпись уполномоченного лица;

4) регистрационный номер (если он есть);

5) источник официального опубликования акта.