Тема 5. Основы законотворчества

 

Вопросы к изучению:понятие и сущность правотворчества, способы правотворчества, принципы правотворчества,содержание законотворчества место и роль закона в системе нормативно-правовых актов, виды законов.

Понятие и сущность правотворчества. Правотворчество – это деятельность государственных органов, направленная на совершенствование законодательства путем создания новых нормативных актов, изменения и отмены устаревших норм. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание, единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих разнообразные отношения, сложившиеся в обществе.

Правотворчество является составной частью более широкого процесса – правообразования. Правообразованиепредставляет собой процесс формирования и оформления нормативных актов. Процесс правообразования включает в себя ряд этапов: анализ и оценка сложившейся действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, а также разработка и применение нормативных предписаний. Последний этап правообразования выступает как правотворчество.

Сущность правотворчествасостоит в возведении государственной воли в закон, то есть в форму юридических предписаний, имеющих обязательное значение.

Правотворчество можно разделить на законотворчество и подзаконное нормотворчество. Последнее представляет собой процесс создания подзаконных нормативных актов (указов, постановлений, инструкций, приказов и т.д.), т.е. всего того, что создается на основе и во исполнение закона. Законотворчество – важнейшая часть правотворческой деятельности государства.

На основе изложенных выше позиций можно выделить два основных способа правотворчества:

а) санкционирование государственной властью норм, которые сложились, реально существуют в виде фактического обычая, либо в виде нормативных положений, вырабатываемых негосударственными образованиями данной политической системы (например, церковными учреждениями, общественными организациями) или складывающихся в частноправовой сфере (обычаи, деловые обыкновения, договорные принципы и прецеденты и др.);

б) прямая правоустановительная деятельность государственных органов, выраженная в правотворческих решениях и закрепленная в юридических нормативных актах, которым юридическая система придает значение формы писаного права.

В Российской Федерации, согласно Конституции РФ, существуют три основных формы правотворчества:

1) принятие нормативных актов органами государства;

2) принятие нормативных актов непосредственно народом путем референдума, как "высшего непосредственного выражения власти народа";

3) заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права.

Правотворческий процесс основывается на принципах,реализация которых призвана обеспечить его качественность и эффективность. Основополагающими принципами правотворчества являются демократизм, законность, гуманизм, научность, профессионализм, гласность, тщательность подготовки проекта, техничность.

Законотворчество является одним из главных и распространенных видов правотворческой деятельности. Представляет собой процесс создания закона как особого правового акта, обладающего высшей юридической силой. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями:

1) ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы;

2) строгой процедурой прохождения проекта в парламенте;

3) последовательной сменой стадий правотворчества;

4) множественностью средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя;

5) обусловленностью юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.

Понятие закона.Закон - принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения. Законы обладают всеми признаками нормативных актов и правовых актов. Помимо этого, законы обладают рядом специфических признаков, обусловливающих их особую юридическую природу.

Признаки закона:

1) является разновидностью нормативно-правовых актов.

2) первичный характер закона – исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе.

3) высшая юридическая сила – все иные правовые акты издаются, на основе закона, во исполнение закона, не могут противоречить ему.

4) особый порядок принятия, подробно регламентированный конституцией и законодательными актами.

5) Закон должен регулирует важнейшие общественные отношения. К важнейшим общественным отношениям относятся прежде всего взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.

Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства.

Виды законов.Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Федеральные конституционные законы;

2) Федеральные законы;

3) Законы субъектов РФ.

Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Правительства РФ и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

Федеральные законы составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

1) кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

2) текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

Законы субъектов РФ распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов определены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов РФ можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных в предметам ведения субъектов федерации.

Все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на:

1) постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);

2) временные (действуют ограниченный период времени);

3) чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия).

По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на федеральные и законы субъектов РФ.

По кругу лиц законы можно подразделяются на законы общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.) и специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах).