ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.

ЗЕМГОР.

ОСОБЫЕ СОВЕЩАНИЯ.

Особые совещания по обороне (с лета 1916 г.) - для координации работы ведомств. Состав определялся ГД и утверждался Императором.

Задачи совещаний:

-требовать от частных предприятий принятия военных заказов и отчетов по их выполнению

-отстранять директоров и управляющих государственных и частных предприятий

-ревизия торговых и промышленных предприятий всех видов и секторов.

На местах - создавались местные органы Особого совещания по обороне - входили: уполномоченный, назначаемый ОС, представители ряда министерств (военного, морского, торговли и промышленности, путей сообщения) и местных ВПК.

В июне 1916 г. - решение царя о необх-ти согласования деят-ти всех ведомств и особых совещаний под руководством председателя Совета Министров. Был создан надведомственный орган - Особое Совещание министров для снабжения армии, флота и тыла. В конце декабря 1916 года прекратило существование.

Особые совещания по топливу, особые совещания по продовольствию, особые совещания по перевозкам.

Осень 1916 - Союз Земств и Городов. Задача - оказание помощи раненым (орг-ия госпиталей, медикаменты, подготовка медперсонала), распределение заказов мелким предприятиям и посредничество между ними и казной. Юридическая основа деят-ти - это договоры, заключаемые разными земствами между собой.

Синдикаты и тресты -> сильное влияние на экон. политику: ими отвергнуто предложение Минфина о введении нового налога на прибыль, они подчинили себе деят-ть ЦВПК, отдельных ВПК и ЗЕМГОРА.

Административно-командный метод - цены устанавливались государством на основе рыночных (а не на основе себестоимости). Устанавливались особыми совещаниями и вводились законодательным путем во всей РИ.

05.1915 - Главный продовольственный комитет. Компетенция - требования сведения о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установление плана перевозок продовольствия и заготовительная деят-ть. На местах - создавались отраслевые отделение этого комитета и местные губернские комитеты. Это были чрезвычайные экономические органы.

11.1915 - Постановление "о введении продразверстки" - устанавливалась уполномоченными особых совещаний или земской управой. Расчет на изымаемые продукты производился в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых. Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни руки, карточки лимитировались.

В годы войны - частые перемены происходили в составе высшего эшелона власти - за это время сменились 4 председателя СМинистров, 6 Министров Внутр. дел, 4 обер-прокурора Синода, 3 министра иностр. дел, 4 министра земледелия, 3 министра путей сообщения.

19.07.1915 г. - созвана ГД. В августе в ней сформирован - "Прогрессивный блок", предлагавший царю: полностью обновить состав СМ, создать прав-во общественного доверия, расширить свободу вероисповеданий, национальных окраин (автономию Польши), отменить ограничения в правах (для евреев), пересмотреть положение о земствах, легализовать деят-ть профсоюзов и рабочей прессы и т.п.

Было создано Бюро блока, опубликована его программа. Прав-во, обеспокоенное оппозиционной деят-тью блока, добилось у царя Указа о роспуске (3.09.1915) ГД.

В начале 02.1916 - Дума возобновила работу. Впервые присутствовавший на ее заседании император признес речь, призывая к единству и социальному миру. В конце июля Дума вновь была распущена.

12.1916 - прав-во начало наступление на политическую оппозицию: прерывались заседания ГД, запрещена деят-ть Земгора, проводились аресты рабочих групп ВПК, члены которых обвинялись в саботаже. В свою очередь оппозиционная буржуазия начала все активнее проникать в военно-промышленные органы, различные союзы и общественные организации, активизировался "прогрессивный блок" в ГД.