ЗЕМСТВА и МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
После мятежа - авторитет ВП падает.
Июльский кризис.
Июньский кризис.
Апрельский кризис.
КРИЗИСЫ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА.
18 апреля - Первый кризис временного правительства. Итог: 5 мая - образование первого коалиционного правительства с участием социалистов.
Причина - нота П.Н. Милюкова Англии и Франции о войне до победного конца. Последствия - привело к народному возмущению, перелившемуся в демонстрации.
В состав нового правительства вошли 10 человек из буржуазных партий, 6 — из социалистов.
3.06 - Первый всероссийский съезд советов (преобладали эсери и меньшевики) поддержал программу ВП и отклонил требования большевиков о передаче власти советам и прекращении войны. Это усилило возмущение масс.
Июньский кризис не вылился в кризис буржуазной власти, но он выявил крепнущее единство требований и действий рабочих и солдат, возросшее влияние партии большевиков в массах. Причины его возникновения не были устранены. Следствием этого явились Июльские дни 1917.
Демонстрация большевиков 3-5 июля вызвана провалами армии на фронте.
24.07 - второе коалиционное правительство под предводительством Керенского (сохранил должность военного и морского министра) - 7 эсеров и меньшевиков, 4 кадета, 2 радикальных демократа и 2 беспартийных.
27-31.08 - корниловский мятеж - попытка установить диктатуру. Корнилов выдвинул требование об укреплении дисциплины в армии и порядка в тылу. Для поддержки этих требований он двинул на Петроград конный корпус. Керенский воспринял это как попытку военного переворога. Для защиты от Корнилова ВЦИК (избран на 1 Всероссийском съезде советов - июнь 1917 года) при участии большевиков создал Комитет борьбы с контрреволюцией. Началось формирование Красной гвардии, которой руководила военная орг-ия РСДРП (б).
С целью противодействия Петросовету Керенский образовал 1 (14) сентября 1917 новый орган власти — Директорию («Совет пяти»), которая провозгласила Россию республикой и распустила IV Государственную думу.
Предпарламент: обсуждение и подготовка законопроектов, представляемых ВП. Никакой реальной контролирующей роли парламент так и не сыграл, потому что ВП не было обязанным отчитываться перед предпарламентом в принятых решениях.
14.09 - Всероссийское демократическое совещание -> Создание предпарламента (Верховный Совет Российской Республики) - органа "контроля над правительством".
25.09 - Создание 3-го коалиционного прав-ва под председательством Керенского (4 кадета, 2 эсера, 3 меньшевика, 1 трудовик, 1 «независимый» и 2 военных специалиста).
Еще дея-ть ВП (Изменения в госаппарате):
-- в мае упразднена назначаемая часть членов Госсовета. А в октябре распущены и выборные члены. Тогда же распущена и сама ГД (ее "частные совещания"), пытавшаяся оказывать влияние на правительство. Остатки высших органов старой государственной власти исчезли окончательно.
-- за время своей деятельности в правительстве были образованы новые ведомства: министерство труда (цель - примирение труда и капитала, развитие системы социального страхования); министерство продовольствия, унаследовавшее задачи министерства земледелия, министерство государственного призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов.
--в 08.1917 вместо Синода - Министерство по делам вероисповеданий, действовавшее в рамках правового статуса церковных организаций (сформированного в августе на церковном Соборе).
--для вырабтки общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни созданы ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ и ГЛАВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ под председательством Львова (из 36 мест 9 в нем отводилось профсоюзам). Положение об этих органах было принято в июне 1917 года. В состав совета входили представители министерств, общественных и научных орг-ий, профсоюзов. А комитет состоял из министров, назначаемых правительством.
--для координации законотворческой деят-ти министерств создано Юридическое совещание (при нем действовала Особая комиссия по составлению проекта Основных государственных законов), работавшая над проектом конституции: Предлагалось учредить президентскую республику с двухпалатным парламентом. Комиссия работала во второй половине октября (после октябрьской революции члены Комиссии дорабатывали проект конституции российского государства уже в Париже в 1919 году).
--в мае 1917 года - новое Временное положение о земских учреждениях. Компетенция земских органов значительно расширялась в сравнении с Положением 1890 г. Надзор за земствами - губернский комиссар ВП. МВД утверждало договоры с частными лицами об устройстве ими земских сооружений, о заключении займов под залог земского имущества. Исполнительным органом стала МИЛИЦИЯ. Органы власти на местах: уездные земские собрания, составляемые на 3 года из гласных (представителей) от сельской местности и городов. Отмена возрастного ценза; от выборов отстранялись военнослужащие. Без ценза оседлости. Контроль за выборами - осуществлялся Сенатом. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями. Компетенция земств (расширялась): охрана труда, создание бирж труда и общественных мастерских, оказание юридической помощи, устранение дороговизны.
--после ликвидации на местах дореволюционных органов управления (губернаторы, градоначалльники, полицмейстеры, земские начальники и др.) основными органами местного самоуправления стали: губернские, городские и уездные комиссары ВП и их канцелярии. В начале марта обязанности комиссаров временно были возложены на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов.
--в марте 1917 года Особое совещание по местным реформам при МВД разработало проект положения о комиссарах, обнародованное только в конце сентября. Назначение комиссаров осуществлялось по согласованию с "комитетами общественных организаций", в состав которых входили представители земств, городских органов самоуправления, общественных организация и союзов.
--Комиссары ВП были представителями власти на местах, под их контролем действовали волостные комитеты.
--Общее руководство земствами - Всероссийский Земский Союз, а деят-ть городских (и районных) дум и управ возглавлял Совет дум. Положение о "Всероссийском Земском Союзе" было принято в 06.1917. Его деят-ть: осуществление мероприятий, вызванных потребностями общеземского характера, войной и ее последствиями. Для решениях этих проблем Союз создавал фабрично-заводские, торговые и кредитные предприятия. У Союза права по приобретению имущества, вступлению в договоры права предъявлять иски и вступать в обязательства. Он оперировал ср-вами, формирующимися за счет ассигнований земских собраний, частных сборов, дотаций казны, доходов самого Союза.
--Органы Союза: собрание уполномоченных, Главный Комитет и ревизионная комиссия.
--в 05.1917 - закон "о волостном земстве", упразднивший все другие волостные органы (комитеты). На волостные земства возлагались все другие волостные органы (комитеты). На волостные земства возлагались обязанности, ранее лежавшие на волостных правлениях и старшинах. В компетенцию волостного земства вошли следующие вопросы: о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий, устройство бирж труда.
--Исполнительным органов стала волостная управа, она же заменила волостные правительственные комитеты. В компетенцию волостной земской управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений, объявление постановлений центральной власти, охрана порядка и продовольственные обязанности. Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных, избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно. Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земствам недвижимости, установленные им сборы, договоры, займы.