Русская церковь в конце XV – начале XVI в.

Судебник Ивана III.

Боярская дума.

Централизация власти.

Василий III.

Top

26-летний сын Ивана III и Софьи Палеолог Василий III продолжил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов и вел себя как самодержец. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий III в 1510 г. присоединил Псков. 300 семей наиболее богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же чис­лом из московских городов. Вечевой строй был упразднен. Псковом стали управлять московские наместники.

В 1514 г. в состав Московского государства вошел Смоленск, отвое­ванный у Литвы. В честь этого события в Москве был сооружен Ново­девичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской бого­матери — защитницы западных рубежей Руси. Наконец, в 1521 г. в со­став России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы.

Таким образом, завершился процесс объединения северо-восточной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая ‘ в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией.

Top

Top

Раздробленность постепенно сменялась цен­трализацией. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул “Божьей милостью государя Всея Руси великого князя Владимир­ского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель”.

Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя (“обояривание князей”). Эти княжества теперь назывались уез­дами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также “боярами-кормленщиками”, так как за управление уездами полу­чали корм — часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество – это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и слу­жебного положения предков, их заслуг перед Московским великим кня­зем.

Начал складываться централизованный аппарат управления.

Top

Top

Она состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольни­чих (бояре и окольничьи – два высших чина в государстве). Кроме мос­ковских бояр, с середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская Дума имела совещательные функции о “делах земли”.

Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.

При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный и торжественный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог — дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога в 1472 г.

Top

Top

В 1497 г. был принят новый свод законов еди­ного государства – Судебник Ивана III. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устрой­стве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право кресть­янского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить “пожилое” — плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехо­да было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.

Top

Top

Русская церковь сыг­рала значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

На западных землях Руси, вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митропо­лит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии – Московскую и Киевскую. Их объединение произойдет после воссоединения Украины с Россией.

Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем считали еврейского купца). Ере­тики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестья­нами.

На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Сре­ди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили про­тив еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называ­ли нестяжателями или сорианами – по имени Нила Сорского, уединив­шегося в скиту на реке Сора на Вологодчине.

Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и националь­ной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладе­ние сохранялось.