Очередной” порядок престолонаследия.

Правда Ярославичей.

Народные восстания в 60-70-х rr. XI в.

Русская Правда”.

Top

Традиция связывает составление “Русской Прав­ды” с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узако­ненный прецедент и ссыпка на древность. Хотя “Русская Правда” при­писывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были при­няты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только пер­вые 17 статей “Русской Правды” (“Древнейшая Правда” или “Правда Ярослава”).

“Правда Ярослава” ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя су­ществовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Яросла­ва разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Top

Top

Массовые народные выступ­ления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате пораже­ния, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) – Изяслав (ум. 1078 г.), Святослав (ум. 1076 г.) и Всеволод (ум. 1093 г.) – от половцев.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы бога­тых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Top

Top

Восстания конца 60-х – начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. “Русская Правда” была дополнена рядом статей, получивших название “Правды Ярославичей” (в отличие от первой части кодекса – “Правды Яросла­ва”). Смысл дополнений – защитить имущество феодала и его вотчину. Из “Правды Ярославичей” мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий – огнищанин (от слова “огнище” – дом). Кроме него существовал княжеский подъ­ездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охра­нялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависи­мые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

“Правда Ярославичей” отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу госу­дарства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения – людей (мужей) – оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников оценива­лась в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов – в 5 гри­вен.

Top

ПЕРЕХОД К УДЕЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XI – НАЧАЛО XII в.)

Top

Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и пле­мянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наслед­никам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от бра­та к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название “очередного” или “лествичного” (от сло­ва “лестница”). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных кня­жеств основывалось прежде всего на богатстве местных землевладельцев – бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.

Top

Любечский съезд.

Top

Со смертью в 1093 г. последнего из Ярослави­чей – Всеволода в соответствии с лествичным порядком престолонасле­дия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться с усобица­ми, противостоять половцам. Более того – он был человеком корысто­любивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти. Так, при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бес­контрольное ростовщичество.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодо­вич Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждо да держит отчину свою”. Однако усобицы продолжа­лись и после Любечского съезда.

Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам – половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 по­ловецких вторжений с середины XI до начала XIII в.

Top