Механизм правового регулирования: понятие, стадии и элементы.
Понятие и виды государственного принуждения
Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Признаки государственного принуждения:
· является разновидностью социального принуждения;
· по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;
· опосредовано правом, носит правовой характер;
· представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;
· воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;
· осуществляется посредством применения соответствующих мер;
· обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
· применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
· основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
· применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
· реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.
Виды государственного принуждения:
1. административное принуждение;
2. уголовное принуждение;
3. гражданско-правовое принуждение;
4. дисциплинарное принуждение.
Виды государственного принуждения
· меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, отмена незаконного акта);
· меры пресечения правонарушений (привод, изъятие имущества, административное задержание, заключение под стражу, подписка о невыезде и др.);
· меры предупреждения правонарушений и иных нежелательных явлений (проверка документов, прекращение -либо ограничение движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
· меры защиты или правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др.).
Как видим, юридическая ответственность является лишь одним из видов государственного принуждения. Из этого следует, что на нее распространяются все признаки государственного принуждения. Как и все виды государственного принуждения,
юридическая ответственность представляет собой принудительное воздействие,
может исходить только от уполномоченных на то органов или лиц,
осуществляется исключительно на основе норм права,
осуществляется строго в соответствии с процедурой, ими предусмотренной.
В отличие от иных видов принуждения, юридическая ответственность всегда является следствием только противоправного поведения лица и при этом всегда связана с определенными лишениями, ограничениями, которым подвергается правонарушитель.
Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Этот механизм позволяет:
§ обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей;
§ показать динамику права, механизм его реального функционирования;
§ выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами.
Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак).
Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.
Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).
Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:
§ норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);
§ юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;
§ правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);
§ акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);
§ охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).
Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.
При формировании цели моделируется желаемый результат и мотивируется комплекс средств, способных, по мнению субъекта, привести к ее достижению.
С точки зрения функционирования правового регулирования (юридический механизм действия права) - это процесс, имеющий определенные стадии, а с точки зрения структуры - это элементарный состав каждого из его аспектов.
Первая стадия механизма правового регулирования (МПР) как процесса состоит в общем воздействии права на общество и складывающиеся в нем общественные отношения. Происходит формулирование правил поведения, направленных на удовлетворение интересов определенной группы субъектов права. Уже на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных препятствий на пути реализации и предусматриваются варианты применения правовых средств их преодоления. На данном этапе речь идет о качественном подходе к формированию нормы права.
Вторая стадия. Определяются специальные условия, при наступлении которых общие правила поведения могут быть детализированы применительно к определенному виду субъекта (субъектов) права. На данном этапе речь идет о юридическом факте, выступающем в качестве основания для возникновения, изменения или прекращения возможной юридической связи между субъектами права.
Третья стадия устанавливает характер конкретной юридической связи между субъектами права посредством определения взаимных прав и обязанностей по отношению друг к другу и к третьим лицам. На данном этапе на основе норм права и конкретных юридических фактов осуществляется процесс возникновения правоотношений определенного вида.
Четвертая стадия. Реализация в действиях субъектов права их субъективных прав и юридических обязанностей, направленных на удовлетворение их целей посредством соблюдения, исполнения или использования предоставленных правовыми предписаниями возможностей. Это находит свое отражение в актах реализации прав и обязанностей.
Пятая стадия. Если форме реализации права препятствуют негативные явления, вызванные противоправными действиями и поставленные цели не могут быть достигнуты, то в процесс механизма правового регулирования включается определенный законом круг лиц или государственных органов власти, наделенных полномочиями по правоприменительной деятельности. Возникновение этой стадии носит факультативный (необязательный) характер и возможно только при необходимости восстановления правомерного поведения субъектов права в рамках устанавливаемого государством юридически значимого поведения. Свое выражение оно находит в форме принятия правоприменительного акта, носящего охранительный характер.
Можно выделить также и другую факультативную стадию, предшествующую иногда возникновению правоотношений - это стадия формирования и возникновения права.
Таким образом, указанным стадиям соответствуют следующие элементы юридического аспекта правового регулирования, составляющие структуру механизма правового регулирования:
· нормы права;
· юридические факты, в том числе и акты (факультативный элемент) правоотношения; правоотношение;
· акты реализации прав и обязанностей;
· правоприменительный акт, носящий охранительный характер