Акты применения норм права: понятие, признаки, виды.
Принятие решения по дела и его документальное оформление
Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:
• процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя);
• издание индивидуализированного акта применения права (например,приговора, решения суда).
Это завершающая и основная стадия применения норм права. На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, доводится его содержание до сведения исполнителей.
Компетентные правоприменительные органы или должностное лицо (суд, прокуратура, и т.п.) на основании подлинного знания и убеждения в достоверности и законности результатов, полученных на предыдущих стадиях, выносят властное решение и затем объявляют его заинтересованным лицам и организациям.
"Результат решения юридического дела -индивидуальное государственно-властное веление,предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — приговора, решения, определения, заключения и т.д.". На этом процесс применения норм права заканчивается.
В зависимости от исполняемых государством функций выделяют две формыприменения права:
? оперативно-исполнительную(властную исполнительно-распределительную деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права посредством издания индивидуальных актов);
? правоохранительную (деятельность компетентных органов (суда, прокуратуры, милиции и т. д.) по охране и защите права от нарушений).
В отличие от других форм реализации применение права имеет свои особенности:
♦ осуществляется только компетентными государственными органами;
♦ носит властный характер;
♦ имеет ряд стадий:
♦ реализуется в специальной процессуальной форме;
♦ завершается вынесением индивидуального юридического решения и реализацией принятого правоприменительного акта.
4. Реализация принятого решения (правоприменительного акта)
Эта стадия предусматривает исполнение принятого решения по делу, ибо принятие решения без его практического исполнения не имеет смысла.
Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.
Правоприменительные акты обладают следующими признаками:
1. они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;
2. правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;
3. акты применения права носят индивидуальный характер;
4. правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.
Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов
1. вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;
2. описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;
3. резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.
Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям
1. по форме внешнего выражения;
2. по субъектам, применяющим нормы права;
3. по функциональному признаку;
4. по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности);
5. в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права;
6. по способу принятия;
7. по характеру решения;
8. по юридическому значению;
9. в зависимости от действия во времени.
По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить
1. на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);
2. акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).
По субъектам, применяющим нормы права, различают
1. акты представительных органов;
2. акты исполнительных органов;
3. акты правоохранительных органов;
4. акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);
5. акты органов местного самоуправления.
По функциональному признаку выделяют:
1. акты-регламентаторы;
2. правоприменительные акты.
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают
1. акты конституционно-правовые;
2. акты административно-правовые;
3. акты уголовно-правовые;
4. акты применения материального и процессуального права.
В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются
1. на регулятивные;
2. охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).
По способу принятия акты применения права систематизируют
1. на принятые коллегиально;
2. принятые единолично.
По характеру решения правоприменительные акты бывают:
1. запрещающие;
2. обязывающие;
3. управомочивающие.
По своему юридическому значению акты применения права подразделяются
1. на основные;
2. вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.
В зависимости от действия во времени различают
1. акты однократного действия (наложение штрафа);
2. длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).