Дымковская игрушка

Иконопись

огда впервые появились иконописцы на Вятской земле неизвестно. Многие иконы для вятских церквей привозились из дру­гих земель. Первоначально большое распространение получили иконы новгородской школы. На них изображались те святые, которые особо почитались в Новгороде: Борис и Глеб, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец и другие. С ХV в. на Вятской земле начался период рас­пространения икон московской школы. Все эти направления повлияли на развитие вятского иконописания. В 1615 г. в г.Хлынове проживало и работало три иконописца: Баженко, Матюшко и Тренко. При воеводс­ком дворе существовала иконописная мастерская. Известным мастером, который работал в ней, был Осип Павлов.

Однако многие вятские иконы писались не иконописцами, а простыми людьми. С конца ХVII в. начался расцвет вятской иконописи, связанный прежде всего с постройкой большого количества церквей.

Вятские иконы, как и общерусские, писались по определён­ным канонам. Главным образом в иконописи считалась фигура Спаса — Иисуса Христа. Рядом с ним по месту в сознании верующего человека стоял образ Богоматери. Часто иконы посвящались и 12 основным церковным праздникам и Пасхе — «Воскресению Христову». Изобра­жались на иконах ангелы, а также святые — люди высокой пра­ведности, прославившие себя служением Богу.

Особенно много вятских икон посвящено «Нерукотвор­ному Спасу» — важнейшему образу, изображавшему Христа. Это был образец, которому должны были следовать иконописцы, т.к. по преданию эта икона была создана при жизни Христа и по воле самого Спасителя. Лицо Христа здесь изображалось чудесным об­разом отпечатавшимся на платке. Из нескольких видов этой иконы, сохранившихся на Вятской земле, следует выделить икону «Спас на убрусе». Особо почиталась также икона «Спас Всемилостливый», которая считалась чудотворной после того, как с 1645 г. начала творить чудеса и, прежде всего, излечивать людей. По приказу ца­ря икона была увезена в Москву и оставлена там, а Фроловские ворота, через которые икону вносили в Московский Кремль, были переименованы в Спасские.

С ХIV в. на Вятской земле начинается распространение особого почитания иконы Владимирской Богоматери. На этой иконе изображалась Богоматерь с ребёнком на руках. И Богоматерь и Христос изображены в распространённой в иконописи манере, кото­рая называется «умиление». При этом особо подчёркивается одухо­творенная красота и чистая печаль.

Икона «Иоанн Предтеча» рассказывает о святом правос­лавной церкви, который был Крестителем Христа. Сохранившийся вятский образ Иоанна имеет вокруг центральной фигуры 13 клейм — небольших картин вокруг центрального образа, раскрывающий эпи­зоды его жизни.

Особо почитался среди вятчан и святой Николай Мирликийский. Иконы с его изображением имелись в то время во многих вятских храмах. До наших дней дошла икона того времени «Никола в житии», которая имеет 8 клейм жития.

С ХVII в. на Вятской земле появляются иконы, изображаю­щие местных святых. Это был, прежде всего, святой Трифон. Именно ему посвящена икона «Преподобный Трифон Вятский Чудотворец пе­ред Богоматерью». Важной особенностью этой иконы является изображение на ней города Хлынова с надписью: «Столны Град Хлынов стоит над рекою Вятскою».

отя дымковская игрушка впервые упоминается в 1582 г., однако делать её начали гораздо раньше. Ещё в конце ХV в. после присоединения Вятской земли к Московскому государству на бере­гу реки Вятки напротив г. Хлынова поселили верных Москве выход­цев из Великого Устюга. Место, где они стали жить, получило название Дымково. Устюжане занимались ремёслами и среди прочего де­лали глиняную игрушку. Она была нужна в основном для весеннего праздника «Свистунья». Постепенно игрушка стала пользоваться, большим успехом и распространялась по всей Вятской земле и за её пределами. Игрушка была богато расписана и изображала раз­личных животных и людей, а также сценки из вятской жизни.