Форма правления.
Основные исторические типы государств.
В цивилизационном подходе различают
Исторические подходы и типология государств.
Типология государства– специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.
Тип государства– совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.
Подходы к типологии государств:
1) формационный,при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;
2) цивилизационный,согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.
Для определения типа государства при таком подходе учитываются:
1) соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений;
2) класс, инструментом политической власти которого является государство;
3) социальное назначение государства.
Типы государств по формационному подходу:
1) рабовладельческий;
2) феодальный;
3) буржуазный;
4) социалистический.
Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.
Достоинства формационного подхода:
1) продуктивность деления государств на основе социально—экономических факторов;
2) объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства.
Недостатки:
1) односторонность, формализм;
2) недооценка духовных факторов.
Цивилизация– это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби). В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.
хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.
В рамках цивилизационного подхода выделяют теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «менеджеризма», теорию «единого индустриального общества», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» (А. Д. Сахаров) и др.
Достоинства цивилизационного подхода:
1) выделение культурных факторов;
2) наличие более четкой типологии государств.
Недостатки:
1) недооценка социально—экономических факторов;
2) преобладание типологии общества, а не государства.
Истории известны следующие основные типы государства: рабовладельческое (в двух вариантах – азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое.
Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
· Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
· Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Форму правления не следует путать с формой государственного устройства иполитическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.
Форма правления показывает:
· как создаются высшие органы власти в государстве,
· их структуру,
· какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
· как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
· в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, которую начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом,правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.
Критерии определения формы правления:
1. Способ передачи власти (наследование или путём выборов);
2. Ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства не несет юридической ответственности, в отличие от главы государства в республике);
3. Разграничение властных полномочий между органами государственной власти.