Юридическая обязанность – предусмотренная мера необходимого должного поведения субъектов правоотношений. Мера должного необходимого поведения.
Субъективное право – мера возможного поведения.
Признаки:
· осуществляется в интересах управомоченного.
· Обеспечивается обязанностью третьих лиц.
· Охраняется государством
Элементы:
· право на собственные действия – возможность дозволенного поведения у правомоченного
· право требования – возможность требовать известного поведения от обязанных лиц
· право пользования – возможность пользоваться на основе данного права определенными социальными благами
· право притязания – возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае нарушения права
Признаки:
· Необходимое должное поведение – нельзя отказаться от юр.обязанности
· Мера должного поведения, ограничена рамками права
· Выполняется в интересах управомоченного
· Ее исполнение обеспечивается государственным принуждением
Элементы:
· Необходимость совершать определенные действия, либо воздержаться от них
· Необходимость для правообязанного отреагировать на законные требования управомоченного
· Необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом в отношении которого он имеет право
Т.о. состав правоотношения – субъект, объект, субъективное право, юридическая обязанность.
Нормы:
Охранительные Регулятивные
Обязанность не нарушать Правила: использовать права и исполнять обязанности
Запрет – соблюдать
Реализация норм права
Используем права
соблюдаем запреты
исполняем обязанности
реализация обязанностей: соблюдение запретов + исполнение обязанностей
реализация права: использование прав
правоприменение
правоприменительный акт: действие, документ, символ.
Реализация норм права – воплощение норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.
Формы реализации:
По характеру правореализующих действий выделяют:
· Использование – состоит в осуществлении субъектами своих прав, путем реализации управомачивающих норм (право на образование, на создание семьи).
· Исполнение – состоит в обязательном совершении, предусмотренных обязывающими нормами действий (платить налоги).
· Соблюдение – состоит в воздержание от совершения запрещенных нормами права действий (потребление наркотиков).
Соответствуют непосредственному типу реализации права, когда субъекты права претворяют предписания юридических норм в своем поведении без участия компетентных органов.
Непосредственное претворение правовых предписаний в правовое поведение субъектов права, осуществляемое в результате деятельности компетентных органов называется правоприменительным типом реализации права.
Применение норм права – властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения в специально установленных процессуальных формах индивидуально конкретных правовых предписаний (правоприменительных актов).
У правоприменения существует 2 функции:
1. Правообеспечительная – обеспечение и реализация правовых предписаний в фактическом поведении участников правовых отношений (право на образование).
2. Правонаделительная – обеспечение получения субъектом конкретных субъективных прав, предусмотренных существующим правом (право на собственность, после регистрации права собственности).
3. Функция индивидуального регулирования – распространение норм права на конкретные жизненные обстоятельства в результате которого определяются содержание прав и обязанностей, объем юридической ответственности и иные условия поведения участников правоотношения (свидетельство о праве на наследство).
Предпосылки правоприменения:
· Необходимость определения правонарушители, вида и меры юридической ответственности.
· Необходимость решения спора о праве и защиты субъективного права.
· Невозможность возникновения у конкретных лиц предусмотренных юридическими нормами прав и обязанностей без властной деятельности компетентных органов или должностных лиц.
· Необходимость осуществления предусмотренного законодательством контроля за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей
Принципы правоприменения:
· Законность
· Обоснованность
· Целесообразность
· Справедливость
· Эффективность.
Пробел в законодательстве, полное или частичное отсутствие нормы, необходимость которой обусловлено развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.
Причины возникновения:
- Низкое качество право подготовительных работ в процедуре принятия, издания нормативно-правового акта
- «Отставание» закона от развивающихся общественных отношений и реальной жизни.
- Стремительные социальные, политические и экономические изменения общества в политической системе (из однопартийной в многопартийную систему, из командной в рыночную экономику, в результате чего государство вынуждено проводить радикальную правовую реформу, в т.ч. революцию).
Виды пробелов:
По степени неурегулированности:
- Абсолютные – полное отсутствие норм необходимых для урегулирования возникшей жизненной ситуации
- Частичные – нормами регулируются сходные отношения.
По времени возникновения:
- Первоначальные – возникают при принятии, издании акта.
- Последующие возникают в результате развития общественных отношений после принятия нормативно-правового акта.
По причинам появления:
- Объективные – законодатель не мог по каким-либо причинам предвидеть потребность в правовом регулировании.
- Субъективные – законодателем проигнорировано наличие потребности в правовом регулировании, проигнорированы правила юридической техники, в силу чего, потребность в правовом регулировании реализована не в полном объеме.
пробел в законодательстве может быть устранен путем восполнения пробела, принять недостающий нормативно-правовой акт или преодолением пробела. Деятельность правоприменительного органа по вынесению решения по конкретному юридическому делу в соответствие с волей законодателя н основе применения аналогии закона или аналогии права.
Аналогия закона – способ преодоления пробела при котором правоприменительное решение принимается (выносится) на основе норм права, регулирующим сходные с рассматриваемым общественные отношения.
Аналогия права – решения выносятся на основе принципов права.
Требования к применению аналогий:
- Применение аналогий недопустимо если она прямо запрещена законом, а также в случае, если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретной нормы (привлечение к юридической ответственности).
- Решение по аналогии возможно только в случае неполноты или отсутствия норм.
- Решение по аналогии предполагает поиск норм в начале в актах той же отрасли права, и в случае отсутствия таковой в другой отрасли и законодательстве в целом.
- Сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств предусмотренных нормой должно быть в существенных равнозначных в правовом отношении признаков.
- Выработанное в процессе применения аналогии решения не должно противоречить не одному из действующих предписаний законодательства.
Правоприменительный акт – официальный юридический документ, принятый, изданный компетентным органом или должностным лицом на основе норм права и содержащий индивидуальное властное предписание, являющееся результатом решения юридического дела.
Признаки правоприменительного акта:
- Принимается и издается компетентным органом или должностным лицом
- Носит обязательный характер
- Индивидуализирует нормы права применительно к конкретным жизненным ситуациям и лицам (право управление т/с имеют все граждане, а удостоверение выдается конкретному лицу).
- Имеет, как правило, документальную форму
- Является юридическим фактом, т.е. влечет возникновение, изменение и прекращение правоотношений
По способу выражения:
· Деяния – действия и бездействия
· Документы (приказы, решения, приговоры, протоколы)
· Символы (регулировщик на перекрестке)
По характеру решения:
· Запрещающие (решение судь о запрете строительства)
· Обязывающие (платить алименты)
· Управомачивающие (приказ о выплате премии – поощрительный, удостоверительный – выдача свидетельство об управлении т/с).
Структура – юридическая конструкция определяющая внутреннее строение акта последовательность расположения частей текста. Как правило имеющая 4 части:
1. Вводная часть – содержит сведения о форме акта – решение, постановление, приказ, субъекте рассматривающем, решающим юридическое дело и основаниях его рассмотрения, месте и дате (времени) вынесения акта.
2. Описательная часть – содержит описание всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к рассматриваемому юридическому делу.
3. Мотивировочная часть содержит обоснование применения конкретных норм права, как материального так и процессуального.
4. Резолютивная – излагает решение по конкретному делу.
Структура конкретных видов правоприменительных актов определяется формами статей соответствующих нормативно-правовых актов.
Стадии правоприменения:
· Установление и анализ фактических обстоятельств дела (отражается как правило в описательной и мотивировочной части решения)
· Выбор и анализ нормы права подлежащие применению (юридическая квалификация)
· Вынесение правоприменительного акта
Критика подлинности нормы – деятельность предшествующая толкованию и заключающаяся в установлении текста нормы и применения положений публичного права касающихся порядка ее принятия.
Цель критики – удостоверение в том, что правило которое подлежит применению является правовой (юридической) нормой.
Критика состоит из стадий:
· Высшая критика нормы – проверка юридической обязательности нормы, заключающаяся в проверке:
- Компетентности органа на принятие издания акта.
- Соблюдение процедуры принятия акта.
- Юридической силы норм (не было ли отмен).
- Статус источника опубликования.
· Низшая критика нормы – деятельность по сличению имеющегося текста нормы с ее официальным текстом с целью выявления возможных опечаток, описок, перестановке слов, неверных знаков препинания. Ошибки в официальном тексте могут быть исправлены органом, которому получено публикация актов. А ошибки в подлинном тексте только органам его принявшим.
Толкование нормы права – это интеллектуальная деятельность в результате которой устанавливается и разъясняется смысл нормы права.
Цель толкование – раскрытие истинного смысла нормы (что хотел сказать законодатель).
Задача толкования воспроизведение тех представлений и понятий, которые связывал с данной нормой законодатель.
Толкование:
1. Толкование уяснение (для себя) – внутренний мыслительный процесс не выходящий за рамки самого интерпретатора.
2. Толкование разъяснения – деятельность состоящая в объяснении (разъяснении) смысла нормы права участникам правоотношений в устной или письменной форме, т.е. для других.
Необходимость толкования:
· Норма носит общий характер, а применяется она к конкретным жизненным ситуациям.
· Необходимо разъяснить содержание юридических терминов и понятий.
· В процессе принятия нормы права могут быть допущены ошибки, в следствие нарушения правил законодательной техники.
Способ толкования – совокупность приемов и средств позволяющих уяснить смысл и содержание нормы и выраженной в ней воли законодателя.
· Грамматический способ толкования – уяснение смысла нормы на основе анализа текста путем выяснения значения отдельных слов, уяснения грамматических связей между словами, наличие вводных слов, знаков препинания, союзов и т.д.
· Логический способ толкования – уяснение смысла нормы на основе исследования и анализа внутренних связей между частями норм, нормы и акта в целом, логической структуры, правовых предписаний с использованием законов и правил логики (каждое положение с логической точки зрения - суждение).
· Системный – уяснение содержания нормы с учетом ее места в нормативно-правовом акте, институте, отрасли права в целом.
· Историко-политический способ – уяснение смысла нормы на основе анализа историко-политических условий в которой принималась норма
· Телеологический – уяснение смысла нормы путем установления целей ее принятия.
· Специальный юридический способ – уяснения смысла нормы на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники путем уяснения юридических терминов и конструкций.