Закон в системе нормативно-правовых актов

Виды правовых институтов

Институт права: понятие и виды

Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.

Юридическая норма является исходным элементом, «ячейкой» права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.

Институт – это блок, составная часть, звено отрасли. В любой отрасли их множество. Они имеют относительную самостоятельность, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов:

  1. в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;
  2. в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;
  3. в государственном праве – институт гражданства;
  4. в административном – институт должностного лица;
  5. в семейном праве – институт брака и т. д.

Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Правовые институты делятся по отраслям права:

  1. на гражданские;
  2. уголовные;
  3. административные;
  4. финансовые и т. д.

Как много отраслей, так же много и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения. По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.

Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Институт права – это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.

Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

  1. структура отдельного нормативного предписания;
  2. структура правового института;
  3. структура правовой отрасли;
  4. структура права в целом.

Все эти уровни скоординированные, логически и функционально предполагают существование друг друга. Вместе они составляют очень сложную конструкцию, которая формирует отрасль права и наполняет ее необходимым для регулирования содержанием, дающим возможность решить задачи, встающие в процессе урегулирования отношений.

По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке.

Так, например, Закон Российской Федерации:

1) принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации;

2) содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом;

3) обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов;

4) имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации;

5) является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие. Конституционные законы – это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу, в частности, относятся:

  1. чрезвычайное положение
  2. принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;
  3. изменение статуса субъекта Российской Федерации;
  4. описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;
  5. референдум и др.

На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т. д. Конституция – акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.