Занятие 1. Теория государства и права как наука
Раздел 1. Теория государства
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Тема 21. Основные правовые системы современности
Тема 20. Правовая система общества
Тема 19. Законность и правопорядок
Тема 18. Правовое регулирование и его механизм
Тема 17. Правовое поведение. Правомерное поведение. Правонарушение. Юридическая ответственность
Правовое поведение. Основания классификации и виды.
Правомерное поведение как социально полезное правовое поведение. Виды правомерного поведения.
Правонарушение: понятие и признаки. Состав правонарушения, его элементы. Виды правонарушений. Объективно противоправное деяние.
Злоупотребление правом как вид правового поведения, его социальные и правовые особенности и последствия.
Юридическая ответственность: понятие, особенности. Общесоциальная и юридическая ответственность. Основания юридической ответственности.
Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения.
Функции и принципы юридической ответственности.
Виды юридической ответственности.
Правовое регулирование общественных отношений: понятие, признаки и пределы правового регулирования. Предмет правового регулирования.
Методы, способы и типы правового регулирования. Правовой режим: понятие, виды.
Правовое регулирование как процесс. Его основные стадии.
Механизм правового регулирования: понятие и элементы. Пути повышения эффективности его действия.
Понятие законности. Его значение в жизни общества и в деятельности государства. Содержание (основные требования) законности. Принципы законности.
Гарантии законности. Механизм обеспечения и охраны законности.
Правопорядок в обществе: понятие, основные черты, субъекты обеспечения и охраны. Принципы правопорядка. Правопорядок и законность. Правопорядок и общественный порядок.
Основные пути укрепления законности и правопорядка.
Понятие правовой системы. Место категории «правовая система» в юридическом понятийном аппарате.
Структура и основные элементы правовой системы.
Публичные и частноправовые начала в правовой системе общества. Национальная правовая система и международное право, их взаимодействие. Закономерности развития правовой системы.
Сравнительное правоведение и его роль в юридической науке. Правовая семья: понятие и содержание. Правовые семьи (системы) современности. Критерии объединения. Классификации правовых систем различных государств.
Англо-саксонская правовая семья. Романо-германская правовая система. Социалистическая правовая система. Система обычного права.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа.
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины Теория государства и права. Она способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются необходимые будущему юристу навыки публичных выступлений, логики доказывания, культуры речи.
Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студента.