Понятие государственного органа.

 

Государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата.

Государственный орган:

• осуществляет от имени государства его функции;• имеет определенную компетенцию;

• обладает властными полномочиями;

• характеризуется определенной структурой;

• имеет территориальный масштаб деятельности;

• образуется в порядке, установленном законом;

• устанавливает правовые связи личного состава.

 

Общество

Общество представляет собой определенную истерически сложившуюся форму общности людей.

Любому сообществу людей присущи различия между ними и определенная степень организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Разделение труда в экономике объективно ведет к формированию различных слоев, каст, классов людей. Отсюда и различия в их сознании, мировоззрении.

Социальный плюрализм лежит в основе формирования и политических идей, учений.

Политическое устройство общества по логике вещей отражает его социальное разнообразие. Поэтому в любом обществе одновременно функционируют силы, стремящиеся к тому, чтобы превратить его в более или менее целостный организм. Иначе сообщество людей не есть общество.

Государствообразующее общество – это такое исторически сложившееся общество, которое для ведения своих повседневных дел учреждает специальную политическую власть, называемую государством.

Государство выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере от общества) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая власть, оно не есть общество, оно до некоторой степени отделяется от него и образует силу, призванную организовать общественную жизнь, управлять ею. Таким образом, с появлением государства общество раскалывается на две части - на государство и остальную, негосударственную часть, которая и является гражданским обществом.

Когда в государствообразующем обществе четко выделяются, с одной стороны, государство, а с другой - гражданское общество, то вопрос о соотношении государства и общества, по существу, превращается в проблему соотношения гражданского общества и его политической власти. Поэтому необходимо более подробно остановиться на понятии и сущности гражданского общества.

 

Предмет и методология теории государства и права
001. Предмет и методология теории государства и права Каждая наука имеет свой предметисследования. ПредметТГП изучает характеристику государства и права в целом, признаки присущие любому обществу, всем правовым системам, независимо от их временных и пространственных характеристик. Предмет теории государства и права включает следующие особенности: 1. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права(возникновение государства и права, смена их исторических типов, развитие их сущности, эволюция форм гип, осуществление функций гип, развитие правосознания и правовой культуры граждан, развитие юридической науки тгп). 2. Система основных понятий юриспруденции, т.к. специфика предметаТГП заключается в том, что гип разрабатывает систему понятий не только для себя , но и для всей юриспруденции. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, законотворчество, правонарушение, юридические коллизии, правовые привилегии и иммунитеты, механизм правового регулирования и воздействия, правовой режим и правовая политика. Особенности предмета ТГПявляется и то, что гип исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. ПредметТГП следует отличать от объекта ТГП. Объектом ТГПявляются гип, государственно-правовая действительность. ПредметТГП называют двуединым, в него входят два основных феномена –государство и право. Единство предметатгп обусловлено неразрывным единством гип, поскольку они: -возникают одновременно в силу действия одних и тех же факторов -взаимодействуют в процессе своего функционирования Методология ТГП- это система всех методов, то есть приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых изучается предметнауки. Методы ТГПможно разделить на общенаучный, частнонаучный, специально-юридический. Общенаучный метод: -логический (описание, анализ и синтез, определение и классификация, доказывание и опровержение. -системно-структурный (явление исследуется, как часть системы) -функциональный (состоит из изучения функций одних государственно-правовых явлений по отношении к другим) Частнонаучный метод: -социологический (опросы, анкетирование, экспертные оценки) -математические методы (измеряется уровень законности и эффективности норм права, в том числе в процентном соотношении) -статистический (учет совершенных правонарушений за определенный период) -кибернетический (позволяет с помощью системы понятий технических средств познать государственно-правовые явления) Специально-юридические методы: -формально-юридический метод(толкование юридических терминов, анализ текстов нормативных актов, устанавливает пробелы в праве, предотвращает коллизии) -сравнительно-правовой метод(сопоставляет различные правовые системы, например Германия и Россия, данный методпривел к возникновению сравнительного правоведения)

 

 

. Место и роль тгп в системе юридических наук
Посмотреть ответы на другие вопросы к экзамену или зачету по дисциплине "Теория государства и права (ТГП)" ТГП входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием правоведение. Юридические науки делят на три основные группы: Историко-правовые (тгп, история политико-правовых учений, история государства и права) Отраслевые (конституционное, административное, гражданское, уголовное, право) Специально-прикладные науки (криминалистка, судебная статистика, судебная медицина) Отдельно выделяют науки изучающие деятельность государственных органов (прокурорский надзор, правоохранительные органы) и науки международного права (международное частное право, морское право). Общность тгпи историко-правовых наук в том, что они рассматривают гип в целом, изучают существовавшие ранее типы гип, исследуют причины возникновения гип, их развитие. Различие тгпи игип в том, что тгп изучает процесс исторического развития гип в обобщенном виде, дает теоретическое обобщение этих процессов. История гип изучает процесс исторического развития гос-ых и правовых форм жизни конкретных стран в хронологическом порядке. С другой стороны игип опирается на выводы, которые дает тгп. По отношению к отраслевым наукам тгпвыступает как обобщающая категория. Во-первых, ТГПизучает закономерности развития и функционирования гип. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками отрасли права. Во-вторых, тгп исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическаяответственность). В-третьих, ТГПиграет методологическую рольв юриспруденции в целом. Взаимодействие тгпс прикладными науками является опосредованным, осуществленным через отраслевые науки о гип. Однако возможно прямое использование прикладной научной информации при употреблении данных судебной статистики. В системе юридических наук ТГиП занимает особое положение, ведущее местокак установочная, мировоззренческая дисциплина. По отношению к другим юридических наукам она выполняет рольвводной и обобщающей науки, исходной теоретической основы для их существования и развития, классификации в целостной системе юридических наук. ТГиП формирует для них общие понятия, правовые категории и выполняет по отношению к этим наукам определенную методологическую рольпри разработке социальных проблем, составляющих предмет отраслевых, структурных юридических наук. Таким образом тгп, как наука является гуманитарной, политико-юридической, теоретической, изучающей в отличие от специальных юридических наук государство и право в целом.

Понятие и структура механизма государства

Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства. Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с гос. аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только гос. органы, образующие гос. аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы ,полиция), а также методы осуществления власти. Понятие механизма государства является более узким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входят не только гос.органы, но и негосударственные организации, учреждения, группы принимающие участие в борьбе за полит. власть.
В литературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечает следующие признаки механизма государства:
- это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности.
- характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями.
-между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются при помощи гос. механизма, посредством деятельности всей системы государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура гос. механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.
-механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)
Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
Структура механизма государства включает:
1.Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства)
2. государственные организации, подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства ( вооруженные силы, милиция)
3. государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах. (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).
4.государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно -экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.
5. государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.
6. организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности гос. аппарата.
Механизм государства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретных задач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития. Первичным структурным элементом механизма государства является гос.орган.
Мех Г – это система специальных органов, с помощью которых Г осуществляет свои функции. Г обеспечивает свои функции через систему органов Г носящее название гос. аппарат. Традиционно под гос аппаратом понимают сис-му органов при помощи которых осуществляются задачи и функции Г (каждый гос орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата которая осуществляет от имени Г его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области.) Деятельность Г по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции Г подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

 

Гражданское общество: понятие, признаки, структура Гражданское общество - можно определить как совокупность негосударственных институтов, отношений и интересов. Главным действующим лицом гражданского общества является личность как носитель определенных потребностей и интересов. Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, центром которого является человек, личность, гражданин. Признаки гражданского общества: 1. Это открытая для общения с другими обществами социальная систем. 2. Это сложносконструированная и плюралистическая система. 3. Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Принципы гражданского общества: 1.экономическая свобода, рыночная экономика 2.легитимности и демократический характер власти 3.признание и защита естественных прав человека и гражданина 4.равенство перед законом и судом 5.наличие правового государства 6.невмешательство государства в частную жизнь. Структура гражданского общества: 1. личность 2.семья 3.школа 4.церковь 5.собственности и предпринимательство 6.социальные группы, слои, классы 7.частная жизнь граждан и ее гарантии 8.институты демократии 9.общественные объединения 10.независимое правосудие 11.система воспитания и образования 12.свободные средства массовой информации 13. негосударственные социально-экономические отношения и др.