Понятие и значение типологии государства. Исторические типы государства.
Особенности проявления социальной ответственности гражданина.
Тип государства - это совокупность наиболее существенных черт, характерных для
множества различных государств. Тип государства определяется на основе типологии, которая представляет собой научный процесс, связанный с поиском общих черт, присущих различным государствам.
В зависимости от того, какие критерии берутся в основу типологии, можно выделить
различные типы государств. В современных условиях преодолевается односторонний подход, в соответствии с которым государства подразделяются только по типу общественно-экономической формации. В настоящее время существуют две типологии государства: марксистско-ленинская типология и цивилизационный подход.
Марксистско-ленинская типология. Марксизм-ленинизм считает, что любое общество проходит определенные общественно-экономические формации, которые в истории человечества насчитывается пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая. В соответствии с этой типологией государства подразделяются на эксплуататорские и неэксплуататорские, к которым относятся только социалистические государства. Всего выделяется четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Другой типологии марксизм-ленинизм не знает. Марксистско-ленинская типология вошла в историю как формационный подход к определению типа государства. В противовес марксистко-ленинскому формационному подходу к типологии государств в настоящее время выдвигается цивилизацнонный подход, который базируется на истории развития цивилизации. По этой концепции, вся история человечества подразделяется на четыре цивилизации: древняя, средневековая, новая, новейшая. Соответственно этому выдвигаются четыре типа государства: раннее, классовое, политическое и правовое государство.
Принципы разделения властей и его сущность.
1) Конституционное закрепление принципа разделения власти с четким указанием пределов прав каждой власти и определением средств сдержек и противовесов в рамках заимодействии трех ветвей власти. При этом важно, чтобы конституция в конкретном государстве принималось специально созданной организацией (конституционной ассамблеей, конвентом, учредительным собранием и др.). Это необходимо, чтобы законодательная власть сама не определяла свой объем прав и обязанностей.
2) Юридическое ограничение пределов властных полномочии ветвей власти. Принцип разделения власти не позволяет ни одной ветви власти обладать неограниченными полномочиями: они ограничиваются конституцией. Каждая ветвь власти наделяется правами воздействия на другую, если та становится на путь нарушения конституции и законодательства.
3) Взаимное участие в кадровом пополнении органов власти. Этот рычаг сводится к тому, что законодательная власть участвует в формировании высших должностных лиц исполнительной власти. Так, в парламентских республиках правительство формируется парламентом из числа представителей, той партии, которая одержала победу на выборах и имеет большее количество мест в нем.
4) Вотум доверия или недоверия. Вотум доверия или недоверия - это воля, выраженная большинством голосов в органе законодательной власти по поводу одобрения или неодобрения политической линии, определенной акции или законопроекта правительства. Вопрос о вотуме может поставить само правительство, орган законодательной власти, группа депутатов. Если орган законодательной власти выразил вотум недоверия, то правительство уходит в отставку или распускается парламент и объявляются выборы.
5) Право вето. Вето - это безусловный или отлагательный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого. Правом вето пользуется глава государства, а также верхняя палата при двухпалатной системе по отношению к постановлениям нижней палаты. Президенту принадлежит право отлагательного вето, которое парламент может преодолеть путем вторичного рассмотрения и принятия постановления квалифицированным большинством.
6) Конституционный надзор. Конституционный надзор означает наличие в государстве специального органа, призванного следить за тем, чтобы ни одна власть не нарушала требования конституции.
7) Политическая ответственность высших должностных лиц государства. Политическая ответственность - это предусмотренная конституцией ответственность за политическую деятельность. От уголовной, материальной, административной, дисциплинарной ответственности она отличается основанием наступления, процедурой привлечения к ответственности и мерой ответственности. Основанием политической ответственности являются поступки, характеризующие политическое лицо виновного, затрагивающие его политическую деятельность.
8) Судебный контроль. Любые органы государственной власти, управления, которые непосредственно и неблагоприятным образом затрагивают личность, имущество или права индивида, должны подлежать надзору судов с правом окончательного решения о конституционности.
Разделение власти и сегодня во многих странах используется как foolproof, что в переводе с английского означает “защита от дураков”, т.е. от случайных ошибок какой-либо ветви власти или высокого должностного лица государства. В то же время разделение власти - важный признак сохранения демократического режима в обществе.