Темы и вопросы для обсуждения

Государственная власть как вид социальной власти. Понятие и признаки государства. Государство в системе социального регулиро-вания. Сущность и назначение государства. Функции государства. Основные социальные функции государства. Проблема соотношения государства и права.

Тема 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

 

 

Власть в самом общем смысле можно определить в качестве возмож-ности и способности осуществлять свою волю, воздействовать на деятель-ность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Природа власти не зависит от её обеспечения. Власть обеспечивается различными средствами и способами: насилием, обманом, обещаниями, заключением договоров и сделок, богатством, авторитетом, шантажом и т.д.

 

Власть является стержнем социального взаимодействия, она появи-лась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для:

 

- организации общественного производства, которое требует под-чинения всех участников единой воле;

 

- регулирования взаимоотношений между людьми в обществе (организации социального пространства);

 

- распределения социальных благ.

 

Специфической разновидностью является политическая власть – способность определённой социальной группы осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп. В от-личие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политиче-ская власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использу-ет в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Главным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

 

Доминирующая роль государственной власти также определяет её ведущую роль при распределении ресурсов в социальной сфере. В совре-менном обществе основные инструменты системы социального регулиро-вания создаются государством, либо контролируются им.

 

Государство разрабатывает концепцию решения насущных социаль-ных проблем, определяет направления развития общества, формулирует задачи и цели социального развития и реализует их путём проведения активной социальной политики. Важнейшей функцией государства стано-вится формирование необходимой социальной инфраструктуры. Совре-


 


менное государственное социальное регулирование направлено на смяг-чение социального неравенства. В настоящее время в развитых странах на социальные нужды тратится от одной четвери до половины валового внутреннего продукта (ВВП). Социальное регулирование осуществляется также многочисленными некоммерческими организациями, удовлетво-ряющими социальные нужды населения на разных уровнях (общенацио-нальном, региональном, муниципальном). Это общественные группы, ассоциации, фонды, неправительственные организации. Как правило, та-кие субъекты тесно связаны с государством и решают задачи государст-венной социальной политики.

 

В системе социального регулирования заметное место занимает сис-тема социального партнёрства, позволяющая согласовывать интересы ос-новных социальных партнёров. Субъектами социального регулирования наряду с государством, играющим роль арбитра, выступают профсоюзы, представляющие наёмных работников, профсоюзы и союзы предприни-мателей, представляющие интересы предпринимателей. Агентами соци-

 

ального регулирования являются и частные корпорации, социальные рас-ходы которых имеют тенденцию к быстрому росту.1

 

В науке существует множество определений понятия «государство». Например, государство может быть определено как национальная либо многонациональная общность, образованная на определённой территории, где с помощью политической элиты поддерживается юридический поря-док, включая право на законное применение насилия.

 

Учитывая данное определение, признаками государства являются: 1) политико-правовая связь населения и территории государства

 

(выражается через категорию «гражданство»); 2) наличие политической элиты и публичной власти (государство

 

обладает аппаратом управления, контролируемым политической элитой); 3) система налогов и сборов, необходимых для обеспечения функ-

 

ционирования государственного аппарата; 4) право, обеспечивающее легальность функционирования государ-

 

ственной системы управления и применения насилия; 5) обеспечение и контроль правотворческой деятельности (государ-

 

ство создаёт, либо контролирует систему законодательства); 6) монополия на официальное представительство всего общества в

 

международной сфере;

1 Экономический словарь / А.И. Архипов и др.; отв. ред. А.И. Архипов. –

Москва, 2010. – С. 554.


 


7) суверенитет (верховенство на своей территории и независимость

 

в международных отношениях);

 

8) государственные символы.

 

Изучение государства только на основе анализа его признаков пред-ставляется явно не достаточным. Познание содержательной стороны этого явления как в целом, так и в национальном контексте невозможно без ха-рактеристики сущности государства, его назначения. В этом смысле под сущностью государства понимается наиболее характерное, значимое в нём, что определяет его содержание, социальное назначение и функцио-нирование. Так, например, сущность социального государства выражается в приоритетном решении задач, связанных с социальным обеспечением своих граждан, реализацией комплекса государственных гарантий в сфере труда, здравоохранения, образования и т.д. Сущностью и основным при-оритетом классового государства является обеспечение интересов правя-щего класса или социальной группы.

 

Помимо прочего, сущность государства выражается в его функциях, под которыми понимаются основные направления деятельности государ-ства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социаль-ное назначение. Содержание функций показывает, что составляет предмет деятельности государства, чем занимаются его органы и какие вопросы они решают. В определённой степени содержание функций определяет специфику отношений государственной власти и общества. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. В этом смысле принято говорить о государственных полномочиях и ком-петенции государственных органов. Функции призваны отражать ту дея-тельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

 

Функции характеризуют направление развития национальной госу-дарственности. Они связаны с объективными и постоянно меняющимися потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, ос-новных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реали-зации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство.

 

К основным внутренним функциям современных государств, прово-дящих активную социальную политику, относятся:

 

- функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспече-ния правопорядка;

 

- экономическая функция;


 


- функция налогообложения;

 

- функция социальной защиты;

 

- экологическая функция;

 

- культурная функция.

 

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка предполагает деятельность государства по защите интере-сов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Консти-туции Российской Федерации, согласно которой «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное направление деятельности государства должно быть связано с укреплени-ем законности и правопорядка, с усилением правоохранительной и право-защитной составляющей в деятельности органов государственной власти.

 

Экономическая функция государства заключается в реализации ме-роприятий, направленных на достижение целей экономической политики, обеспечение экономических прав граждан. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Сейчас указанная функция в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, сти-мулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

 

Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного государства. Налоги всё в большей степени ста-новятся инструментами глобального регулирования, применяемые не только в экономической сфере, но и в других сферах социальной действи-тельности (социальной, юридической, политической).

 

Функция социальной защиты относится к важнейшим функциям го-сударства. Содержание данной функции сводится к обеспечению нор-мальных условий жизни для граждан, поступательного развития общества и созданию эффективной системы социальной защиты. Это наиболее ак-туальная функция государства, которая выражается в комплексе меро-приятий по оказанию социальных услуг и социальной поддержке граж-дан. Прежде всего речь идёт об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться – инвалиды, пенсионеры, студенты и др.

 

Экологическая функция направлена на обеспечение экологической безопасности в стране, что также является неотъемлемой составляющей социальных обязательств государства, связанных как с реализацией прав человека в области экологии, так и необходимостью профилактики и пре-дотвращения последствий экологических катастроф и стихийных бедст-вий. Содержание функции выражается в разработке природоохранного


 


законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берёт на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.

 

Культурная функция призвана поднять культурный и образователь-ный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответ-ствующими учреждениями и достижениями. Сегодня помимо задач в тра-диционных сферах: в литературе, изобразительном искусстве, театре, ки-но, музыке, науке, образования и пр., государство проводит активную по-литику, в том числе и в сфере повышения правовой культуры населения, правового просвещения и повышения правовой грамотности граждан.

 

Проблема выполнения государством своих социальных функций и обязательств в конечном счёте тесно связана с вопросом качества полити-ческих отношений и проблемой соотношения государства и права в кон-кретной стране.

 

Нормативный подход к проблеме соотношения государства и права исходит из того, что государство является источником права, что оно тво-рит право и использует его как инструмент своей политики. Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право определяет содержание государства. Она стала активно утвер-ждаться в нашем общественном сознании в последние годы. В то же вре-мя анализ объективной государственно-правовой реальности свидетельст-вует о более сложном и многогранном взаимодействии права и государст-ва, их взаимном проникновении (если их вообще можно разделить). Право без поддержки государства обойтись не может, государственное принуж-дение обеспечивает реализацию правовых норм. Но и само государство объективно нуждается в праве, право делает легальными требования го-сударственной власти и, в конечном счёте, обеспечивает его легитим-ность. Иными словами, между ними складывается устойчивое функцио-нальное взаимовлияние.

 

 

1. Социальное назначение власти.

 

2. Понятие, признаки и сущность государства.

 

3. Функции государства.

 

4. Проблема соотношения государства и права.

 

5. Правовые механизмы закрепления основ государственного строя

 

(прил. 1).

 

6. Характеристика политического режима современной России

 

(прил. 1).