Равноправие субъектов РФ.

Особенности государственного устройства РФ.

Согласно Конституции 1993 г., Россия – федеративное государство, в состав которого входят как национальные, так и территориальные образования. Среди них 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов – 89 субъектов.

Как федерация, Россия характеризуется следующими признаками.

1.Территория России складывается из территорий субъектов федерации и федеральной территории.

2.Наряду с Конституцией РФ на её территории действуют Конституции Республик, а также Уставы иных субъектов федерации.

3.Наряду с гражданством РФ существует гражданство республик.

4.В России две параллельных системы – федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ; две системы государственных органов законодательной и исполнительной власти.

5.Субъекты РФ не являются суверенными государствами и не имеют права выхода из состава РФ.

6.Существует исключительная компетенция федерации, субъектов федерации и вопросы совместного ведения.

Как федерация, Россия строится на следующих принципах.

1. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации,которая обеспечивается:

- отсутствием права выхода субъектов из состава РФ;

- единым и равным гражданством;

- обладанием гражданами на всей территории РФ равными правами и обязанностями;

- верховенством Конституции РФ на всей территории России;

- распространением суверенитета РФ на всю её территорию;

- единым на всей территории государственным языком;

- единой государственной символикой;

- наличием единой денежной единицы – рубля.

- все субъекты Федерации на равных основаниях формируют верхнюю палату Парламента России – Совет Федерации, в который входят по одному представителю от законодательной и исполнительной власти всех субъектов РФ;

- республики, края, области и иные субъекты РФ могут заключать договоры как с федерацией, так и с другими субъектами федерации.

3. Строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной.

- национально-территориальными образованиями являются республики, автономные округа и автономная область. Территориальными – края, области, города федерального значения.

4. Разграничение предметов ведения и полномочий.Данный принцип раскрывается в ряде статей Конституции РФ (ст. 11, 71, 72, 73…), предусматривающих предметы: 1) исключительного ведения РФ (ст. 71); 2) совместного ведения (ст. 72); 3) исключительного ведения субъектов федерации (ст. 73).

К исключительному ведению РФ относятся вопросы, требующие единого подхода на всей территории страны, затрагивающие существенные интересы всех или большинства её жителей. В их числе:

- защита Конституции и конституционных основ, контроль за соблюдением Федерального законодательства;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

- установление правовых основ единого общефедерального рынка;

- управление федеральной собственностью;

- установление системы федеральных органов власти;

- определение основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

- внешняя политика и международные отношения, внешнеэкономическая деятельность;

- оборона и безопасность и др.

По перечисленным вопросам Россия принимает Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты, обладающие верховенством и прямым действием на всей территории РФ.

К совместному ведению РФ и её субъектов относится то, что решается самими субъектами федерации на основе общих принципов, установленных РФ.

- вопросы обеспечения законности, правопорядка;

- вопросы общественной безопасности;

- природопользования;

- охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Перечень этих вопросов является единым для всех субъектов Федерации. По этим вопросам принимаются законы и иные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

В случае противоречия между актами РФ и актами субъектов РФ в данной сфере верховенством обладают нормативные акты РФ.

К ведению субъектов РФ относятся вопросы регионального и местного значения. В частности:

- принятие Конституций (Уставов), законов субъектов РФ, внесение поправок и дополнений к ним; контроль за их исполнением на территории субъекта РФ;

- установление системы государственных органов субъектов РФ и порядка их формирования;

- административно-территориальное устройство субъектов федерации;

- обеспечение деятельности органов местного самоуправления и др.