Инфраструктура

Функции и цели государства

Функции государства. Система целей макроэкономического регулирования

В экономической теории используются два термина, характеризующих поле деятельности правительства: «функции государства» и «цели экономической политики». Оба понятия близки по смыслу. Именно это объясняет тот факт, что в экономической литературе оба термина используются нередко как синонимы. И все же определенная дифференциация между понятиями существует.

Что же уместно относить к понятию «функции государства»? Данное выражение является более широким по сравнению с термином «цели экономической политики». Оно обозначает определенную сферу деятельности государства. Цель же проводимой политики представляет собой осознанную и теоретически обоснованную на уровне правительства задачу, а также совокупность мер по ее реализации.

Функции государства охватывают разные области: экономическую, политическую, военную, социальную, международную. В свою очередь, в сфере экономики можно обозначить несколько функций. Между ними существует определенная иерархия, соподчиненность. В качестве главной (или наиболее общей) экономической функции государства следует обозначить корректировку и поддержание работоспособности рыночного механизма.

В качестве своего рода «вторичной функции» государства (согласно иерархическому подходу) можно обозначить сферу создания и поддержания в работоспособном состоянии инфраструктуры для рыночной экономики. Большое внимание этой функции уделяет неоклассическая школа.

Инфраструктура представляет собой систему обслуживающих рыночную экономику видов деятельности. С течением времени смысловое содержание данного понятия постепенно расширяется. Если в 50-е годы ХХ в. в него включались преимущественно материальные объекты (система дорог, портов, энергоснабжения, транспорта и связи), то в последующем данное понятие было распространено на блоки экономических, социальных и институциональных объектов (финансовая и валютная система, система образования, здравоохранения, социального обеспечения и право).

Анализ экономистами-неоклассиками «вторичной функции» государства по созданию инфрастуктуры не является единственной концепцией в экономической теории. Другая экономическая школа — институциональная, оппонирующая неоклассикам, предлагает иной вариант. Согласно теории неоинституционалистов инфраструктура связана с формированием институционального поля. Данное понятие предполагает ряд процессов:

  1. 1) создание работоспособного института прав собственности. Имеется в виду не только факт владения, а функционирование сложной системы отношений, связанных с возникновением и перемещением (трансакцией) определенных прав между субъектами экономики. Неоинституционалисты используют при этом понятие «пакет», или «пучок прав собственности»;
  2. 2) поддержание действующих в экономике «правил игры», другими словами, — правопорядка (прежде всего в сфере действия контрактов, т. е. договорных отношений);
  3. 3) финансирование государством части трансакционных издержек, которые, как известно, представляют собой расходы частного сектора по институциональному обслуживанию процесса взаимодействия субъектов.

Рассмотрим концепцию еще одной экономической школы, которая придерживается несколько иных взглядов, чем неоклассики. Речь идет о немецком неолиберализме, в частности о таком ее направлении, как «ордолиберализм» (либерализм, основанный на хозяйственном порядке). Согласно этой школе важнейшая сфера деятельности государства — создание и поддержание в работоспособном состоянии системы хозяйственного порядка.

Итак, каждая из названных теорий «вторичной», или прикладной, функции государства имеет свои сильные стороны. Все вместе они обогащают друг друга.