Способы государственного воздействия на экономику

Понятие и признаки государства.

Вопрос о понятии государства является очень древним. При определении государства необходимо учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений, но и сложность, многогранность самого понятия государство. Кельзен говорил, что есть четыре возможных подхода к определению государства.

1. В юридическом смысле (это правовой феномен, своего рода корпорация и отношения между ним и правом самое обычное – государство хоть и издаёт, санкционирует нормы права, всё же подчиняется ему).

2. В социологическом смысле (социальная реальность, существующая независимо от её правового порядка и правовой действительности).

3. В органическом смысле (государство – это живой организм).

4. По мнению Кельзена (и его сторонников нормативистов) государство – это система норм или политически организованное общество. Аристотель: Государство – это общество ни в ком не нуждающееся и ни от кого не зависящее

Некоторые авторы дают определение государства через его признаки.

Признаки государства: Марченко.

1. Аппарат власти и управления. Выделен из общества и стоит над ним. Состоит из особого типа людей, которые не производят ни материальных, ни духовных благ, а лишь осуществляют свои управленческие функции.

2. Наличие аппарата принуждения. Состоит из особых отрядов вооружённых людей в виде армии, полиции, разведки и так далее (1+2=публичная власть). Кроме того это существенно отличает государство от первобытно-общинной организации, где власть полностью совпадала с населением общины.

3. Территория (в отличие от первобытно-общинного строя, где общины формировались по кровному признаку, в государстве его юрисдикция распространяется по территории). Территория государства – это пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. На своей территории государство обладает всей полнотой власти. Кельзен – территория в узком (то, где лишь одно государство уполномочено издавать обязательные для исполнения акты) и в широком (уполномочены на это несколько государств).

4. Суверенитет. Верховенство – это способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения + независимость на международной арене.

5. Налоги. Первоначально – чтобы содержать армию, позднее направлялись и на образовательные, культурные и иные цели.

6. Символы, памятные даты, атрибуты.

государство - организация политической власти, призванная обеспечить жизнедеятельностью общества, имеющая территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций.

Некоторые выделяют связанность правом. Признаком, отличающим государство от догосударственных форм общественной организации, является создание правовых норм. Под правом понимаются общеобязательные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов, судебных решений и других актов государственной власти. Характерными признаками права, отличающими его от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций), являются общеобязательность его предписаний, обеспеченность специальными принудительными мерами в случае их нарушения, распространение их действия на неопределенный круг субъектов, а также санкционирование его норм государством

 

 

В предыдущих лекциях было показано, что экономика не может управлять собой сама, без вмешательства государства, даже если ее будет направлять вездесущая и "невидимая рука" личной выгоды. Рыночных сил недостаточно прежде всего для поддержания такого объема национального производства, который обеспечил бы полную занятость имеющихся в экономике производственных ресурсов, а также для сохранения стабильного уровня цен. Рынок обнаруживает и ряд других "провалов" (монополизация, внешние эффекты, несправедливое распределение доходов и пр.), о которых говорилось в курсе "Микроэкономика" и из которых выводились основные функции государства, направленные на повышение эффективности функционирования экономической системы в целом. Именно поэтому произошел симбиоз рынка и государства, и современная экономика большинства стран не является ни чисто рыночной, ни всецело государственной. "Две составные — рынок и правительство — необходимы для устойчивого функционирования экономики. Управлять современной экономикой без них — все равно, что аплодировать одной рукой" Это цитата из сочинения "Экономика" выдающихся экономистов Самюэльсона и Нордхауса.

Благодаря государственному вмешательству в работу рынков развитым странам удалось значительно уменьшить амплитуду циклических колебаний, снять остроту кризисных явлений и добиться существенного прогресса в экономическом развитии.

Макроэкономическая роль государства проявляется через прямое регулирование, проведение денежно-кредитной и финансовой (бюджетной) политики. Существует три основных способа государственного воздействия на экономику:

1. прямое вмешательство (например, путем рационирования товаров (нормирование, например, ограничение экспорта и импорта), регулирования цен и доходов);

2. денежно-кредитная политика;

3. фискальная (налогово-бюджетная) политика.

Опыт показал, что ни одной из стран, пытавшихся проводить политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в рыночных экономиках государственное регулирование осуществляется посредством фискальной и денежно-кредитной политики.

В данной лекции сначала будет рассмотрена денежно-кредитная политикагосударства, задача которой состоит в том, чтобы количество денег в экономике соответствовало повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса страны. Эту политику государство проводит через банковскую систему.