Без знания истины невозможно отличить подлинное удовольствие
КНИГА ДЕВЯТАЯ.
КНИГА ВОСЬМАЯ.
[Олигархия]
— Чем больше они ценят дальнейшее продвижение по пути наживы, тем меньше
почитают они добродетель. Разве не в таком соотношении находятся богатство и
добродетель, что положи их на разные чаши весов, и одно всегда будет перевешивать
другое?
— Конечно.
— Раз в государстве почитают богатство и богачей, значит, там меньше ценятся
добродетель и ее обладатели.
[Демократия]
— Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу,
некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в
гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при
демократическом строе происходит большей частью по жребию.
— Эти и подобные им свойства присущи демократии — строю, не имеющему должного
управления, но приятному и разнообразному. При нем существует своеобразное равенство уравнивающее равных и неравных.
[Тирания]
— Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью как ничего не стоящих
добровольных рабов, зато правители, похожие на подвластных, и подвластные, похожие
на правителей, там восхваляются и уважаются как в частном, так и в общественном
обиходе. Разве в таком государстве не распространится неизбежно на все свобода?
— Да, например, отец привыкает уподобляться ребенку и страшиться своих сыновей, а
сын — значить больше отца; там не станут почитать и бояться родителей (все под
предлогом свободы!), переселенец уравняется с коренным гражданином, а гражданин — с переселенцем; то же самое будет происходить и с чужеземцами.
[Тираническая душа несчастна]
-Мне думается, всем нам следовало бы прислушаться к отзывам того, кто
действительно имел возможность составить себе суждение, то есть кто проживал бы в
одном доме с тираном, наблюдал бы его домашний обиход и его отношение к членам
семьи: тогда тиран предстал бы перед нами в наиболее обнаженном виде, без этих
пышных одеяний, словно для постановки трагедии. То же самое и когда положение в
государстве принимает опасный оборот: кто наблюдал все это, пусть бы сообщил нам, как
обстоит у тирана дело в смысле благополучия либо несчастья сравнительно с остальными
людьми.
от мнимого]
— Удивишься ли ты, если люди, не ведающие истины относительно многих других
вещей, не имеют здравых мнений об этом? Насчет удовольствия, страдания и
промежуточного состояния люди настроены так, что, когда их относит в сторону
страдания, они судят верно и подлинно страдают, но, когда они переходят 585от
страдания к промежуточному состоянию, они очень склонны думать, будто это
способствует удовлетворению и радости. Можно подумать, что они глядят на серое,
сравнивая его с черным и не зная белого, — так заблуждаются они, сравнивая страдание с
его отсутствием и не имея опыта в удовольствии.
В финале IX книги «Государства» говорится, что «не так важно, как должно или как может быть» в идеальном государстве, достаточно уже, если кто-то один живет по законам этого Города, то есть по закону Блага, Добра и Справедливости. Ведь прежде, чем возникнуть в реальности внешне, то есть в истории, платоновский Город родится внутри человека.
«...ты говоришь о государстве, устройство которого мы только что разобрали, то есть о том, которое находится лишь в области рассуждений, потому что на земле, я думаю, его нигде нет.
— Но быть может, есть на небе его образец, доступный каждому желающему; глядя на него человек задумается над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно — это совсем неважно. Человек этот занялся бы делами такого — и только такого — государства»