Способы избежать неверного применения философии в
государстве]
— Каким образом применять философию так, чтобы государство от этого не пострадало?
Ведь все великое неустойчиво, а прекрасное, но пословице, действительно трудно.
— В настоящее время, если кто и касается философии, так это подростки, едва вышедшие
из детского возраста: прежде чем обзавестись домом и заняться делом, они, едва
приступив к труднейшей части философии, бросают ее, в то же время изображая из себя
знатоков; труднейшим же я нахожу в ней то, что касается доказательств. Впоследствии,
если по совету других — тех, кто занимается философией, — они пожелают стать их
слушателями, то считают это великой заслугой, хоть и полагают, что заниматься этим
надо лишь между прочим. А к старости они, за немногими исключениями, угасают скорее,
чем Гераклитово солнце219, поскольку никогда уже не загораются снова.
— А как же надо заниматься философией?
— Совершенно иначе. Подростки и мальчики должны получать воспитание и изучать
философию соответственно их юному возрасту, непрестанно заботясь своем теле, пока
они растут и мужают; философии это будет в помощь. С возрастом, когда начнет
совершенствоваться их душа, они должны напряженно ее упражнять. Когда же их сила
иссякнет и не по плечу будут им гражданские и воинские обязанности, тогда свконец
наступит для них приволье: ничем иным они не будут заниматься, разве что между
прочим, коль скоро они намерены вести блаженную жизнь, а скопившись, добавить к прожитой жизни подобающий потусторонний удел.
[Геометрия]
— Поскольку она применяется в военном деле, ясно, что подходит. При устройстве
лагерей, занятии местностей, стягивании и развертывании войск и разных других военных
построениях как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между
знатоком геометрии и тем, кто ее не знает.
— Но кто хоть немного знает толк в геометрии, не будет оспаривать, что наука эта
полностью противоположна тем словесным выражениям, которые в ходу у занимающихся
ею.
— Это наука, которой занимаются ради познания (вечного бытия, а не того, что возникает
и гибнет.
[Астрономия]
— А вот как. Эти узоры на небе, украшающие область видимого, надо признать самыми
прекрасными и совершенными из подобного рода вещей, но все же они сильно уступают
вещам истинным с их перемещениями друг относительно друга, происходящими с
подлинной быстротой и медленностью, в истинном количестве и всевозможных истинных
формах, причем перемещается всё содержимое. Это постигается разумом и рассудком, но
не зрением. Или, по-твоему, именно им?
— Ни в коем случае.
— Значит, небесным узором надо пользоваться как пособием для изучения подлинного
бытия, подобно тому как если бы нам подвернулись чертежи Дедала или какого-нибудь
иного мастера либо художника, отлично и старательно вычерченные. Кто сведущ в
геометрии, тот, взглянув на них, нашел бы прекрасным их выполнение, но было бы
смешно их всерьез рассматривать как источник истинного познания равенства, удвоения или каких-либо иных отношений.
[Музыка]
— Те, кого мы воспитываем, пусть даже не пытаются изучать что-нибудь несовершенное
и направленное не к той цели, к которой всегда должно быть направлено все, как мы
только что говорили по поводу астрономии. Разве ты не знаешь, что и в отношении
гармонии повторяется та же ошибка? Так же как астрономы, люди трудятся там
бесплодно: они измеряют и сравнивают воспринимаемые на слух созвучия и звуки.
Платон связывает между собой астрономию и музыку, так как, согласно учению пифагорейцев,
которому он тут следует, движение небесных тел, доступное зрению, создает гармонию сфер, лежащую в
основе музыкальной гармонии, доступной человеческому слуху.
[Справедливость воспитывается в человеке с детства]
— А вот какое: относительно того, что справедливо и хорошо, у нас с детских лет
имеются взгляды, в которых мы воспитаны под воздействием наших родителей, — мы
подчиняемся им и их почитаем.
— Далее. Когда перед человеком, находящимся в таком положении, встанет Вопрос,
вопрошая251: "Что такое прекрасное?" — человек ответит так, как привычно усвоил от
законодателя, однако дальнейшее рассуждение это опровергнет. При частых и
всевозможных опровержениях человек этот падет так низко, что будет придерживаться
мнения, будто прекрасное ничуть не более прекрасно, чем безобразно. Так же случится и
со справедливостью, с благом и со всем тем, что он особенно почитал. После этого что,
по-твоему, станется с его почтительностью и послушанием?