Древнеримское государство

О развитии судебной системы

 

Главный вопрос — ярко выраженный обвинительный, карательный уклон в нашей судебной системе.

Мы должны решить эту проблему и предлагаем конкретные шаги.

Первое. Мы сделаем правосудие доступным для граждан. В том числе введем практику административного судопроизводства не только для бизнеса, но и для специального рассмотрения споров граждан с чиновниками. Дух и смысл практики административного судопроизводства исходят из того, что гражданин уязвимее чиновника, с которым он спорит. Что бремя доказывания возлагается на административный орган, а не на человека. И потому практика административного судопроизводства изначально ориентирована на защиту прав граждан.

Второе. Общественные объединения получат право подавать судебные иски в защиту интересов своих участников. Это даст возможность гражданину отстаивать свои права, например, спорить с губернатором не в одиночку, а от лица крупной общественной организации. Мы расширим сферу применения коллективных исков, которые могут предъявлять граждане.

Третье. В системе арбитражных судов сегодня создана единая, открытая, доступная база всех судебных решений. Мы должны создать такую базу и в системе судов общей юрисдикции. Надо подумать о возможности интернет-трансляции судебных заседаний и публикации стенографических отчетов о них. Сразу будет видно, кто как работает. Какие решения принимают по аналогичным делам, но с разным составом участников. Где мотивировка судьи продиктована не совсем понятной и прозрачной логикой. Кроме того, своеобразный элемент "прецедентного права" послужит фактором непрерывного совершенствования суда.

Четвертое. Необходимо возрождение "судебной" журналистики, что позволит шире и глубже обсуждать правовые проблемы общества, повышать уровень правосознания граждан.

Завершая, хочу подчеркнуть — мы предлагаем конкретные решения. Их практическая реализация делает власть народа — демократию — подлинной. А работу государства — ставит на службу интересам общества. И все вместе — это обеспечивает России, российскому современному обществу устойчивое и успешное развитие.
Подробнее:http://kommersant.ru/doc-y/1866753

 

103. Самую краткую историю Рима до I в. н.э. изложил в трёх фразах писатель Луций Ампелий в своей "Памятной кни­жице".

1. Римский народ сначала находился под властью царей. Затем из-за надменности Тарквиния и бесчестья, нанесённого Лукреции, изгнав царей, вручил себя попечительству консулов, преторов, народных трибунов.

2. Затем, возбуждённый мятежами народных трибунов, ко­гда были отменены все должности, он учредил децемвиров для внесения законов и государственного устройства.

3. После того, как ему опротивели их господство и похоть, он вернулся к консулам, пока, поставленный в бедственное по­ложение гражданскими войнами... и подавленный силой воль­ности, не был введен под власть одного Цезаря.

Определите хронологические рамки выделенных Ампелием периодов в истории Древнего Рима.

 

104. Как назывались социальные группы Древнего Рима царского периода, которым, по Дионисию Галикарнакскому, Ромул поручил:

а) отправлять магистратуры и жреческие должности;

б) возделывать землю, содержать скот и заниматься до­ходным ремеслом.

Назовите не менее пяти социальных групп, существовав­ших в Древнем Риме к концу царского периода. Определите, какие органы общественного управления или должностные ли­ца Рима царского периода выполняли следующие функции:

а) созыв куриатных комиций;

б) утверждение выборов рекса;

в) выборы магистров.

 

105. В статье Е.М.Штаерман "К проблеме возникновения государства в Риме" (Вестник древней истории, 1989. № 2) ут­верждается, что до начала принципата, т.е. до Августа, в Риме государства не было. Рим, по мнению учёной, являлся государ­ственной общиной, сословия ещё не стали классами. Граждане Рима юридически и политически были равноправны, имели зе­мельные участки, занимались ремеслом. Они не являлись объ­ектом эксплуатации. Рабы были малочисленны и не выступали в роли основных производителей материальных благ. Римская семья сама управляла рабами и не нуждалась в силе государст­ва. Аппарат исполнительной власти был ничтожно мал, он со­стоял из небольшого числа чиновников при магистратах, при­чём их действия мог ограничить и аннулировать народный трибун. Полиции и прокуратуры ещё не было, в суде обвините­лем выступал истец, он же обеспечивал явку в суд ответчика.

Граждане не платили налогов, не было аппарата их сбора. За­коны были, но не было санкций за их неисполнение или нару­шение. Армия была народным ополчением. Выскажите своё мнение о том:

а) сторонницей, каких представлений о сущности государ­ства является Е.М. Штаерман;

б) можно ли считать публичную политическую власть в Древнем Риме после реформ Сервия Туллия государственной. Если "да", то назовите основные признаки Римского государст­ва.

 

106. По определению Ф. Энгельса, реформы Сервия Туллия создали в Риме "новое, действительно государственное устрой­ство, основанное на территориальном делении и имуществен­ных различиях. Публичная политическая власть, сосредоточен­ная здесь в руках военнообязанных граждан, и была направле­на не только против рабов, но и против так называемых проле­тариев."

Есть ли в этом высказывании Энгельса подтверждение суще­ствования в Риме после реформы Сервия Туллия основного признака государства с позиций юридического представления о его сущности?

107. Богатый афинянин-землевладелец отпустил нескольких своих рабов на волю и заключил с ними договоры на аренду принадлежащих ему участков земли. В связи с этим ответьте на следующие вопросы:

а) кем стали по статусу свободы вольноотпущенники;

б) могли ли вольноотпущенники, ставшие арендаторами земли, самостоятельно заключать договоры и вступать в брак;

в) кем по статусу свободы были дети вольноотпущенников, могли ли они наследовать имущество отца;

г) кто наследовал имущество женатого вольноотпущенни­ка в случае отсутствия в его семье детей.

 

108. После завоевания римлянами Аппенинского полуост­рова, в Рим переселился на постоянное место жительства бога­тый судовладелец из небольшого итальянского города. Через некоторое время ему понравилась дочь соседа - римского гра­жданина, хозяина кожевенной мастерской. Судовладелец при­шел в дом девушки просить её руки. Что должен был выяснить в беседе с гостем хозяин дома, прежде чем дать ответ жениху?

 

109. В Риме периода республики состоялся суд, на котором консул приговорил римского гражданина, обвинённого в государственной измене, к смертной казни. Мог ли осуждённый римлянин обжаловать приговор, который он считал неспра­ведливым? Если "да", то каким образом он мог это сделать?

 

За обман покупателя на рынке римский суд приговорил торговца хлебом к крупному штрафу. Мог ли торговец обжа­ловать приговор? Если "да", то каким образом?

 

Определите, какие ошибки допущены в следующем расска­зе об одном из трибутных собраний: "Жители плебейской трибы, недовольные повышением на­логов, собрались на трибутное собрание и избрали его предсе­дателем всеми уважаемого хозяина гончарной мастерской. Председатель внёс предложение рассмотреть на собрании два вопроса:

а) об изменении налогов;

б) о порядке празднования дня пользователя трибы. Участники собрания не согласились с председательствую­щим и в результате голосования в повестке дня остался только первый вопрос. Собрание приняло решение об отмене повыше­ния налога."

 

110.1 Уточните, какие органы власти Римской республики выполняли следующие функции:

а) избрание консулов, преторов и цензоров;

б) объявление войны;

в) заключение мирного договора;

г) избрание квесторов и эдилов;

д) установление налогов;

е) принятие постановлении по благоустройству города.

110.2 Заполните таблицу «Власть магистров в республиканском Риме»

Виды власти   Сущность власти   Кто из магистров осуществлял  
Imperium Summum imperium Majus imperium Imperium minus Potestas        

 

110.3 Используя диахронное сравнение, выясните общее и осо­бенное в принципах замещения магистратур в Древних Афинах и Древнем Риме периода республики

.

111. Перечислите случаи нарушения Тиберием Гракхом римской конституции и объясните причины его убийства в 133 г. до н.э.

 

112. Сравните институт республиканской диктатуры с дик­татурой Суллы и определите принципиальные различия между ними.

 

113. Изобразите социальную структуру Римской империи в период принципата в виде пирамиды.

 

114. Сравните институты пекулия и колоната. Что между ними общего и в чём заключается специфика каждого из них?

 

115. Определите, функции каких республиканских магист­ратур выполнял император-принцепс, когда он:

а) назначал сенаторов;

б) отменял действие любого органа власти;

в) определял политику государства;

г) командовал армией;

д) управлял провинциями.

 

116.1 Римский историк Тацитписал, что принцепс подменял собой не только сенат и магистров, но и сами законы. Объяс­ните, каким образом принцепсы осуществляли законодатель­ные функции.

 

116.2 При императоре Октавиане римский гражданин вступал в преторианскую гвардию. В этом же году в ряды ле­гионеров влились несколько граждан римских провинций, а в ряды вспомогательного войска - группа жителей провинций, не имевших римского гражданства. Сколько лет придётся служить каждому из этих новобранцев, и какие перспективы открыва­лись перед ними после отставки?

 

117. Выскажите своё мнение о том, какие цели преследовал император Диоклетиан, издав в 301 г. эдикт, установивший максимальные цены на ряд важнейших товаров и предельные размеры заработной платы. В истории каких стран Древнего Востока мы уже встречались с примерами административного вмешательства в экономическую сферу?

 

118. Какой опыт античной государственности оказал за­метное влияние на средневековые государства, а какой про­должает сохранять историческую ценность и в XX в.?

 

119. Определите, для какого периода истории римского права был характерен строгий формализм. Выскажите своё мнение о том, чем это объясняется.

 

120. Определите, в какой период истории римского права римские юристы использовали следующую формулу содержа­ния закона: "Благо народа есть высший закон". Как эту форму­лу толковали в период империи?

 

121. Прочитайте § 1 таблицы Законов XII таблиц и выяс­ните, какой источник римского права древнейшего периода нашёл в нём отражение.

 

122.1 Какой источник права древнейшего периода римский историк Тит Ливий назвал источником всего публичного и ча­стного права? В каком смысле в этом определении используется понятие "источник права"? Назовите основные трактовки понятия "источник права", встречающиеся в литературе по римскому праву. Выясните, чем юридические обычаи, составляющие обычное право, отлича­ются от бытовых обычаев. Какими терминами обозначаются в римском праве нормы обычного права.

 

123. Объясните, что имел в виду римский юрист Марциан, назвавший преторское право живым голосом цивильного пра­ва. Если ответ на этот вопрос вызовет у вас затруднения, вспомните, на основе каких принципов строилось преторское право.

 

124.1 На примере конкретного случая раскройте механизм правотворческой деятельности преторов, которые формально не могли творить право.

124.2 Докажите, что право народов было римским, внутригосу­дарственным, а не международным правом.

 

125.1 Выскажите своё мнение о том, почему римские юри­сты имели большой авторитет и влияние и каким образом они влияли на развитие права.

125.2 Объясните, почему принцепсы были заинтересованы в со­хранении авторитета юристов и каким образом они превратили их в орудие своей политики.

 

126. Объясните, какую особенность деятельности римских юристов характеризуют следующие принципы:

- не следует, исходя из общего, отвлечённого правила, чер­кать, создавать конкретное право; наоборот, нужно, основыва­ясь на существующем, живом праве, строить общую форму;

- неправильно давать ответы, консультации или решать дело, не имея в виду всего закона, а принимая во внимание только какую-нибудь его часть.

Назовите основные типы научно-литературных произве­дений римских юристов и их наиболее известных авторов.

 

127. Кто снискал себе славу самого великого законодателя всех времён и народов? Чем была вызвана высокая правотворческая деятельность этого человека, и какие она преследовала цели?

 

128.1. Заполните таблицу "Кодификации Юстиниана"

№ п/п   Название сборников   Год обнародо­вания   Содержание  
               

 

128.2. Какие кодификации получили в средние века название Corpus iuris civilis? Как в юридической литературе оформляют­ся ссылки на сборники, составившие Corpus iuris civilis?

128.3. Прочитайте следующие ссылки на сборники, вышедшие в Corpus iuris civilis:

1)D.43.16.1.27

2)I.1.$27.D.43.16

3)J.2.22.1

4) N.28,c.4,$2.

 

129. Назовите характерные особенности квиритского пра­ва и раскройте их сущность.

 

130. Прочитайте п.5а таблицы VI Законов XII таблиц и определите, о какой особенности квиритского права свидетель­ствует этот фрагмент. Какую роль играла эта особенность в римском обществе периода республики?

131.1. Найдите в Законах XII таблиц описания манципации сделки самозаклада и фиктивного судебного спроса при отчуж­дении вещи.

131.2. Римский крестьянин купил у крестьянина из дру­гой трибы быка. Бык оказался больным и через несколько дней пал. Сосед крестьянина, участвовавший в манципации, посове­товал ему попытаться вернуть потраченные деньги, опротесто­вав сделку на том основании, что свидетелей было, не пять, а четыре. «Но пятый свидетель не явился по уважительной причи­не. Кроме того, мы все согласились провести манципацию без него", - возразил покупатель-неудачник. А что вы думаете о его шансах вернуть свои деньги? Что должен предпринять крестья­нин, если он прислушается к совету соседа?

 

132. Римский крестьянин предоставил соседу сервитут па­стьбы 15 голов скота на своём пастбище. Позже он увеличил своё собственное стадо на 20 голов и решил отказать соседу в сервитуте на том основании, что пастбища для всего скота не хватит. Сосед обратился с жалобой к претору. Какое решение примет претор по делу о коллизии сервитута с правом собст­венности?

 

133. Римский ремесленник не возвратил в срок своему кре­дитору-купцу долг в 50 ассов. У претора ремесленник признал свой долг. В соответствии с Законом XII таблиц претор дал должнику 30 дней для погашения долга. Но по истечении ука­занного срока ремесленник так и не смог расплатиться с креди­тором. Что в этом случае мог предпринять купец для возвра­щения своих денег?

 

134. Римский крестьянин-должник не сумел выполнить су­дебное решение о возврате долга с процентами богатому зем­ледельцу-кредитору. В связи с этим ответьте на следующие во­просы:

а) какие права в таком случае получал по Законам XII таб­лиц кредитор;

б) как могла сложиться судьба должника в том случае, если кредитор так и не получал свои деньги;

в) когда права кредитора по отношению к должнику были серьёзно ограничены.

 

135. Несовершеннолетнего сына бедного римского кресть­янина ночью схватили на поле их зажиточного соседа, когда мальчик пытался унести сжатый им сноп ржи. На следующий день хозяин ржаного поля и подросток предстали перед прето­ром. Какое решение примет претор, руководствуясь Законами XII таблиц?

 

136. Римский ремесленник привёл к претору своего обид­чика-соседа, выбившего ему зуб в драке. Как поступит претор, руководствуясь Законами XII таблиц?

 

137. В конце V в. до н.э. умер богатый римский купец-вдовец, у которого не было сыновей, а две дочери уже несколь­ко лет были замужем. Могли ли они и внуки претендовать на его имущество?

 

138. У римского золотых дел мастера было два сына: род­ной и приёмный. Так как родной не хотел продолжить дело отца и уклонялся от обучения ремеслу, мастер публично заявил, что лишает его наследства. В каком случае такое решение всту­пало в силу? Мог ли сын обжаловать наследственное распоря­жение отца?

 

139. К претору обратился римский крестьянин с жалобой на со­седа, стадо коров которого потравило его поля. Претор назна­чил день суда. Но когда истец потребовал, чтобы ответчик явился на суд, тот отказался это сделать. Как в этом случае нужно поступить по Законам XII таблиц?

 

140. Между двумя иностранными купцами, приплывшими в Рим с товарами, возник спор из-за места на рынке. Кто и каким образом мог разрешить их спор?

141. По определению Ульниана к публичному праву при­надлежат все формы, которые "относятся к положению рим­ского государства" как целого, а частное право имеет дело с тем, что касается "пользы отдельных лиц". Исходя из этих оп­ределений, уточните, к какому типу права относятся:

а) уголовное право;

б) уголовно-процессуальное право;

в) семейное право;

г) земельное право.

 

142. Определите, что из ниже перечисленных объектов и отношений относили в Риме к области публичного, а что - к области частного права:

а) отношения собственности или владения;

б) брак и семья;

в) обязательства;

г) храмы и святилища;

д) дороги.

 

143. Определите, в сфере действия какого права - публич­ного или частного - римский гражданин решал:

а) идти на народное собрание или пропустить его;

б) продать свой земельный участок или сдать его в аренду;

в) заключить договор товарищества с другими гражданами или воздержаться от этого.

 

144. Выясните, на чём основывалось деление права рим­скими юристами на публичное и частное. С учётом этого опре­делите, какое право является сферой господства императивных начал, отношений власти-подчинения, а какое - отношений формально равных лиц.

 

145. Римские юристы утверждали, что "частные соглаше­ния не должны изменять публичного права". С учётом этого ответьте на следующие вопросы:

а) какое право в Древнем Риме считали приоритетным;

б) какое право в классический и постклассический периоды было разработано лучше и почему?

 

146. Уточните, по какому праву в Древнем Риме решались следующие вопросы:

а) принятие судебного решения по делу о нанесении лич­ной обиды римскому гражданину;

б) признание претором бонитарной собственности и квиритской;

в) подписание договора между перегринами;

г) увеличение налога с провинциальных земель.

 

147. Римский крестьянин нашёл в роще жеребёнка, привёл его в свой двор, кормил и ухаживал за ним в течение двух лет. Определите, кем - собственником или владельцем - будет кре­стьянин, если:

а) в течение двух лет не объявится лицо, считающее себя собственником выросшего жеребёнка;

б) за один день до истечения двух лет со дня пропажи объ­явится лицо, считающее себя собственником и имеющее двух свидетелей, подтверждающих его право на эту собственность;

 

148. Определите, какой тип владения возникал в Древнем Риме, если:

а) римский крестьянин покупал у ремесленника-гончара его изделия;

б) римский ремесленник покупал у незнакомца инструмен­ты, не зная, что они краденые;

в) римский пролетарий уводил с чужого двора козу и вёл себя так, как будто он её купил.

 

149. Римские юристы считали, что главным признаком права частной собственности является право собственника де­лать со своей собственностью всё, кроме... Продолжите эту мысль. Какие ограничения права существовали в Древнем Ри­ме?

 

150.1. В 253 г. римский кладоискатель нашёл на участке, принадлежащем крестьянину, клад из серебряных монет. Кла­доискатель и крестьянин заявили свои права на клад - первый как открывший ею, а второй - как собственник земли, в которой был зарыт клад. Кого признает собственником клада су­дья?

 

150.2. Заполните таблицу "Типы сервитутов"

Основания типо­логии Типы сервитутов Особенности
           

 

150.3. Крестьянин получил в долг от своего соседа 10 овец. В свя­зи с этим ответьте на следующие вопросы:

а) мог ли римский узуфруктарий без согласия хозяина овец забить одну из них, сломавшую на перевале две hoi и обре­чённую на гибель? Если "да", то обязан ли он восполнить поте­рю?

б) кто будет хозяином приплода от овцематки, переданной - полученной в узуфруктарий?

 

151.1. Используя Gai 3, выясните, кто не мог заключать вер­бальные договоры и мог ли это сделать несовершеннолетний.

151.2 Используя Gai 3, выясните, как называется передача пещей, ко­торые определяются весом, счётом или мерой, с целью их пре­вращения в собственность получателя и возвращения со време­нем дающему не тех же самых вещей, но других, того же свой­ства и качества.

151.3. Используя Gai 3, выясните порядок заключе­ния вербального договора.

 

152. Один римлянин дал другому набор посуды (сервиз) по договору ссуды на один месяц для использования на свадьбе сына. В связи с этим ответьте на следующие вопросы:

а) мог ли ссудополучатель вернуть ссудодателю не это г, а другой сервиз;

б) получал ли ссудодатель какую-либо выгоду от такого договора;

в) имел ли ссудодатель право потребовать возврата серви­за раньше установленного срока;

г) мог ли ссудодатель потребовать от ссудополучателя возмещения ущерба в том случае, если дом последнего ограбили и сервиз исчез.

 

153. Крестьянин-пасечник и городской торговец договорились, что первый продаст летом, а второй купит, уплатив опре­делённую сумму, майский мёд. Можно ли считать такую договоренность договором? Если "да", то к какому типу относится такой договор?


154. Безземельный римский крестьянин арендовал у бога­того землевладельца участок земли. В связи с этим ответьте на следующие вопросы:

а) в какой форме могла в этом случае выражаться наёмная плата;

б) должен ли быть предусмотрен в договоре найма срок его действия;

в) в каком случае договор мог быть расторгнут одной или другой стороной.

 

155. Богатый римский домовладелец заключил с подряд­чиком договор о строительстве дома для сдачи его в наем. Кто из них нёс риск случайной гибели завершенной постройки от прямого попадания молнии и пожара, если это случилось:

а) до сдачи работы;

б) после сдачи работы.

 

156. Молодой римский моряк и дочь римского судовла­дельца полюбили друг друга и решили создать семью, иметь и воспитывать детей. При каких условиях они могли осуществить своё намерение?

 

157. У римского домовладельца было трое сыновей. Стар­ший из них женился, но вскоре утонул. Вдова и средний сын домовладельца полюбили друг друга. Могли ли они вступить в брак или на законных основаниях сожительствовать друг с другом?

 

158. Провинциальный магистрат влюбился в дочь местно­го богатого землевладельца. Девушка отвечала на его чувства взаимностью. Могли ли они вступить в брак?

 

159. Самостоятельная римская женщина вступила в брак sine manu со знатным римлянином. В связи с этим ответьте на следующие вопросы:

а) могла ли женщина сохранить в браке свою фамилию;

б) получала ли жена в этом браке сословное положение

мужа;

в) могла ли жена проживать отдельно от мужа;

г) могла ли жена в одностороннем порядке развестись с мужем без вины с его стороны.

 

160. В императорский период юноша и девушка из семей богатых римских землевладельцев решили вступить в брак. Ро­дители с одобрением отнеслись к их намерению создать семью. В качестве приданого будущий муж получил большой участок земли и усадьбу. Семья юноши, со своей стороны, в качестве вклада в семейное имущество подарил жене сына земельный участок и 200 рабов. Что получит жена в случае развода по ви­не мужа?

 

161. Используя Gai 3, выясните, сколько видов воровства различали римские юристы. Определите, к какому типу отно­сится такое воровство, когда:

а) вор застигнут при совершении преступления;

б) вор уличён на месте преступления;

в) воровство открыто до того времени, пока вор не успел спрятать украденные вещи.

162. В оливковом саду богатого землевладельца сторожа задержали бедного крестьянина с корзиной краденых оливок.

К какому типу относилась данная кража? Какое наказание бы­ло предусмотрено за такую кражу по Законам XII таблиц? Как стала наказываться такая кража по преторскому эдикту?

 

163.1. Используя Gai 3, выясните, какие обиды в Древнем Риме считались тяжкими и как они наказывались по преторскорму эдикту.

 

163.2 Эдилу, пытавшемуся разнять двух дравшихся на рынке торговцев, участники драки нанесли телесные поврежде­ния. Как квалифицировалось и наказывалось такое поведение римлян в период республики и в Римской империи?

 

164. Как мог поступить по законам Октавиана Августа отец замужней женщины, застигшей дочь при прелюбодеянии? Какое наказание ждало неверную жену по законам Юстиниана?

 

165. В императорском Риме на основании доноса был об­винён в связях с врагами один из военноначальников. Когда его схватили, он требовал, чтобы его судило народное собра­ние. Почему арестованный был заинтересован в рассмотрении его дела народным собранием? Будет ли удовлетворено его требование? Кто будет судить обвиняемого? Каким, скорее все­го, будет приговор?

 

166. В императорском Риме за совершение преступления римлянина выслали на один из безлюдных островов. Осужденный бежал из ссылки, но был схвачен. Какое его ждало наказание за побег из ссылки».

 

167. В Риме периода домината в тюрьме томились в ожи­дании суда чиновник-взяточник, хозяин ремесленной мастер­ской, убивший соседа, моряк, избивший в пьяной драке судов­ладельца, и колон, уличённый в краже лошади. Выскажите своё

мнение о том, в. чём будет заключаться специфика суда над этими людьми.

 

168. Авторы учебного пособия "История государства и права зарубежных стран" Часть 1. К.Г. Фёдоров и Э.В. Лисневский (Ростов-на-Дону) считают, что "отдельные правила судеб­ной процедуры, характерные для Древнего Рима, сохранили своё значение в средние века". Как вы думаете, о каких прави­лах идёт речь?

 

169. Император Константин (начало IV в. н.э.) своим эдик­том объявил, что расследование и суд в Риме будут вестись во имя общественного интереса. Он провозгласил равенство рим­лян перед законом, доступность правосудия для богатых и бед­ных. Формально не отменялись и республиканские формы ве­дения судопроизводства: гласность, устность, прения сторон. Прокомментируйте этот документ и выскажите своё мнение о том, насколько провозглашенные в нём принципы отвечали реальному положению дел в императорском Риме.

 

170.1. Докажите, что вся мощь судебной машины импера­торского Рима была направлена прежде всего против рабов, колонов, вольноотпущенников, низших слоев и инакомыслящих

.

170.2В конце IV в. в Риме получило официальное признание христи­анство. Из гонимой церковь христианская стала опорой доминуса. Кто после этого судил совершивших преступление мона­хов и списков? Какое новое право возникает в связи с этим событием.