СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Выделяют внутренние и внешние функции.
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ – это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся: |
♦ экономическая функция; |
♦ политическая функция; |
♦ социальная функция; |
♦ организаторская функция; |
♦ правовая функция; |
♦ образовательная функция; |
♦ культурно-воспитательная функция; |
♦ экологическая функция. |
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ – проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами: |
♦ оборонная функция; |
♦ дипломатическая функция; |
♦ внешнеэкономическая функция. |
♦ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ (парламент) - принимает законы страны и другие важные документы и решения, определяющие жизнь общества. |
♦ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - обеспечивает реализацию принятых законов и решений. |
♦ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - призвана быть арбитром в обществе, решать юридические споры, осуществлять правосудие. |
Исходя из функций государства, можно представить себе следующую его структуру:
По разделению власти |
• система законодательных (представительных) учреждений • исполнительно-распорядительные органы • судебные органы |
По выполняемым функциям |
а) органы, осуществляющие внутренние функции – • охрана правопорядка, безопасности (армия, полиция, суд, прокуратура); • социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта); • духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации). |
б) органы, осуществляющие внешние функции – • вооруженные силы; • разведка; органы межгосударственных отношений |
Как все в нашем сложном мире государство противоречиво, имеет свои положительные и отрицательные стороны.
ПОЗИТИВНАЯ РОЛЬ |
Управляет обществом, обеспечивая его целостность, организованность и порядок в нем |
НЕГАТИВНАЯ РОЛЬ |
• Подавляет свободу людей через: • порождает бюрократизм: • неоправданные запреты; • нарушение прав человека; • завышенные налоги; • формализм, пренебрежение к людям; • преследование инакомыслящих; • торможение реформ и прогресса; • втягивание народа в войны; •эгоизм и коррупция чиновников и др. |
В науке выделяют три ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:
Ø правотворческую,
Ø правоисполнительную
Ø правоохранительную.
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА |
♦ Стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. |
♦ Демократическая ограниченность суверенитета государства. |
♦ Децентрализация государственной власти. |
♦ Интеграция экономической и политической жизни |
♦ Тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств. |
♦ Стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. |
♦ Сокращение бюрократического аппарата и уменьшение расходов на его содержание. |