ВОПРОС №1

Хараппская цивилизация.
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4000 лет назад в долине Инда.
Цивилизация появилась на основе небольших общин, образовавшихся в долине Инда ок. 3000г. до н.э. Люди получали всё необходимое для жизни, занимаясь сельским хозяйством, а впоследствии – торговлей. Продовольственные продукты и художественные изделия ремесленников обменивались на товары, привозимые из других земель, в том числе на металлы и одежду. В настоящее время известны остатки более сотни городов.
Столицами политических объединений уже в 3 тыс. до н.э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро – крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя и началось социальное расслоение населения. Жители долины Инда в древности имели свою собственную систему письменности. Городами видимо управляли цари. Вполне возможно, что вожди были одновременно и жрецами.
Постепенно, начиная примерно с 1800 г. до н.э., цивилизация долины Инда приходит в упадок. Причины этого не вполне ясны, но можно предположить, что одной из них были частые наводнения, а также то, что жители исчерпали плодородие почвы и вырубили почти все деревья. Раскопки свидетельствуют об упадке торговли и ухудшении качества зданий. Наконец, причиной разрушения некоторых городов, таких, как Мохенджо-Даро, могли стать войны. Дата окончательного распада цивилизации остаётся неясной, но он мог произойти после прихода (ок. 1500 г. до н.э. ) групп индоевропейских племён, называющих себя ариями. Они заняли долину Инда, мигрируя далее на восток в сторону долины Ганга.
Ведийский период.
Период развития Индии с середины 2 тыс. до н.э. до первой половины 1 тыс. до н.э. получил название ведийского. Большинство сведений об ариях содержится в цикле древних религиозных гимнов и поэм, сложенных жрецами. Эти поэмы передавались из уст в уста, и ок. 900 г. до н.э. они были собраны в единый свод, получивший название «Ригведа». (Позднее были составлены и три другие части Веды. ) «Ригведа» описывает события той эпохи. Арии основали несколько царств, и каждое имело своего собственного раджу (правителя). Богатство человека определялось по числу голов скота, принадлежащего ему. В этот период появляется разделение общества на классы. Возникают класс жрецов, класс воинов и класс земледельцев и купцов. В самом низу общественной лестницы находились дравиды (коренное население) и потомки от смешанных браков между ариями и дравидами. Это создавало предпосылки для возникновения кастовой системы, которая сохранилась в Индии до наших дней.
Возникновение государства. Руководство племенем осуществлял военный вождь – раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной.
С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собраний: постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали своё значение и превратились из собрания соплеменников в собрание знати, приближённых раджи.
Органы племенной администрации превращаются в государственные органы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государственной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые выплачиваются царю при посредстве специальных чиновников.
В 6 в. до н.э. произошли важные изменения. Центр могущества ариев переместился в бассейн Ганга, где четыре правителя повели между собой войну за право управления всей страной. . Арии создали ирригационную систему, вывели новые породы скота и стали использовать прирученных слонов. , Появились деньги и руновая система письменности.
Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики.
Магадхо-Маурийская эпоха.
В эту эпоху были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие периоды. Она названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период была Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в 4-3 вв. до н.э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю Индию.
Эту эпоху характеризуют усиление монархической власти, а также падение роли институтов племенного управления.
Хотя создание единого индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию культур, стиранию узких племенных рамок, всё же империя Маурьев состояла из племён и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства и во 2 в. до н.э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.
Изучая общественный варно-кастовый строй Индии, обратите внимание на фундаментальные различия между социальными группами. Дайте характеристику эволюции сословного строя. Чем отличался варно-кастовый строй Древней Индии от социальных структур других стран Древнего Востока? Какую роль играла древнеиндийская сельская община? Выделите отличительные особенности института рабства в Древней Индии.
Рассматривая государственный строй важно показать основные черты монархической власти (роль царя, система управления в центре и на местах, судебная система, армия).
Варно-кастовый строй наложил отпечаток и на правовую систему Древней Индии. Важнейшими правовыми памятниками являются Дхармашастра Ману («Законы Ману») и Артхашастра Каутильи. Изучение данных источников призвано дать студентам представление о религиозной социо-нормативной культуре Древней Индии, о способах закрепления в идеологических догматах, предписаниях религиозной морали и в правовых нормах сложившейся на практике общественной иерархии, деления общества на варны и другие социальные группы. Кроме того, должны получить сведения о нормах брачно-семейного права, приобрести знание особенностей правового регулирования имущественных отношений в условиях древнеиндийского общества, усвоить отражённые в текстах указанных произведений представления о преступлении и наказании, ознакомиться с зафиксированными здесь элементами судоустройства и правилами судопроизводства.