Виды основных нормативно-правовых актов

Иерархия источников права в РФ.

Виды основных источников права в РФ.

Особенность правовых систем стран традиционного права.

Общее понятие семьи традиционного права.

Особенности мусульманского права.

Общее понятие и регион распространения семьи мусульманского права.

1. Семья мусульманского права - совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия Ирана, Саудовской Ара­вии, Ирака, Пакистана, некоторых других государств.

Отличительными чертами мусульманской правовой семьи является то, что:

одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, - Коране, Сунне, Иджме;

в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.

2. Помимо вышеуказанных признаков особенностями правовой системы стран мусульманской правовой семьи являются:

ü признание Божественного происхождения права, а, следовательно, его обязательности и нерушимости;

ü переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нрав­ственными корнями, а также обычаями;

ü вторичное значение нормативно-правовых актов;

ü незначительная роль судебной практики;

ü большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей);

ü непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм;

ü приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов.

Сходные особенности имеют правовые системы стран религиозного не­мусульманского права (например: индуистского - Бангладеш, Непал,

Гайана), однако мусульманское право является самым распространен­ным видом религиозного права.

ВОПРОС 88. Семья традиционного (обычного) права

1. Семья традиционного права - наиболее архаичная из существующих пра­вовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция).

Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; на территории проживания находящихся в догосударственном состоя­нии племен Южной Америки; Индонезии и Папуа новой Гвинеи; на островах Океании.

2. Также к особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:

ü неписаный (некодифицированный) характер права;

ü основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;

ü сосуществование отдельно друг от друга "цивилизованной" правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государ­ством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи;

ü регулирование обычаями, как правило, поведение коллектива, а не отдельного индивидуума;

ü коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонару­шение, совершенное ее членом;

ü осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудре­цами, жрецами, вождями;

ü архаичность многих обычаев;

ü уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных пра­вонарушениях;

ü месть - при тяжком преступлении ("око за око, зуб за зуб, кровь за кровь").

ВОПРОС 89. Источники права

в Российской Федерации

1. Основным источником права в Российской Федерации является норматив­но-правовой акт.

Нормативный договор также имеет место в качестве источника права, однако распространен значительно реже.

Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники права в Россий­ской Федерации практически не встречаются.

2. Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации состав­ляют:

ü Конституция РФ;

ü федеральные конституционные законы;

ü федеральные законы;

ü нормативные указы Президента РФ;

ü постановления Правительства РФ;

ü нормативные акты министерств и ведомств РФ;

ü законы субъектов РФ;

ü подзаконные акты органов власти субъектов РФ;

ü локальные нормативные акты.

3. Конституция РФ является источником права высшей юридической силы. Она закрепляет основы экономического строя; основы политического строя; основополагающие права и свободы человека; федеративное устройство России; устанавливает систему органов государственной власти.

Нормы Конституции влияют на все иные правовые нормы, так как они не должны противоречить конституционным. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, пря­мо указанным в Конституции (непосредственно развивают ряд поло­жений Конституции), характеризуются более сложной процедурой принятия и отличаются повышенной стабильностью. Занимают про­межуточное положение между Конституцией и федеральными закона­ми.

Федеральные законы принимаются (как и федеральные конституцион­ные законы) Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ. Федеральные законы распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отноше­ний. По своей юридической силе федеральный закон возвышается над всеми иными нормативными актами (кроме Конституции и федераль­ных конституционных законов) - подзаконными актами, которые дол­жны соответствовать федеральному закону. Указы Президента РФ могут быть:

ü нормативными (содержать нормы права общего характера);

ü ненормативными (например, регулировать вопросы назначения конкретных лиц на государственные должности).

Нормативные указы Президента обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Они, как правило, распространяют свое дей­ствие на территорию своей страны и общеобязательны для исполне­ния. Указы Президента должны соответствовать Конституции и феде­ральным законам.

Актами Правительства РФ являются:

ü постановления (содержат нормы права);

ü распоряжения (регулируют оперативно-технические вопросы).

Следовательно, нормативно-правовыми бывают только постановления Правительства РФ. Данные акты издаются:

ü для регулирования важнейших вопросов экономики и государствен­ной жизни;

ü только на основании и во исполнение законов РФ и указов Президен­та РФ.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств (госу­дарственных комитетов, комитетов, федеральных агентств, федераль­ных инспекций, федеральных служб) принимаются в форме приказов, инструкций, положений, постановлений, писем, уставов. Данные акты обычно регулируют общественные отношения в сферах экономики; науки; образования; здравоохранения; культуры; обороны и безопасности; правоохранительной деятельности.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств из­даются только в случаях и пределах, установленных: федеральными законами; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ,

и обязательны для организаций, учреждений, должностных лиц, под­ведомственных данным министерствам и ведомствам и для граждан

(если на них распространяют свое действие нормы данных подзакон­ных актов).

Согласно Конституции РФ 1993 года субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы (ст. 73 - "обладают всей полнотой госу­дарственной власти").

Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представитель­ными) органами субъектов РФ и регулируют вопросы:

ü исключительно ведения субъектов РФ;

ü совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, общеобязательны для исполнения на тер­ритории соответствующего субъекта РФ и обладают большей юриди­ческой силой, чем подзаконные акты субъекта РФ (ст. 76 Конституции РФ).

Среди законов субъектов РФ выделяются законы, обладающие высшей юридической силой на территории субъекта РФ, - конституции респуб­лик в составе РФ, уставы иных субъектов федерации. Локальные нормативные акты охватывают своим действием отдельные организации, предприятия и учреждения различных форм собственно­сти.

Нормативный договор является отдельным видом источника права в РФ. Примером нормативного договора является Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года (Соглашения СНД РФ "Федеративный дого­вор"). Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения ее с субъектами, а также отношения между субъектами РФ.

К источникам права РФ относятся международные договоры РФ и при­знанные РФ международные нормы. Согласно Конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно.

Обычай является редкой формой (источником) права РФ. Среди право­вых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкциониро­ванные Гражданским кодексом РФ.

Вопрос 90. Значение теории государства и права