Виды основных нормативно-правовых актов
Иерархия источников права в РФ.
Виды основных источников права в РФ.
Особенность правовых систем стран традиционного права.
Общее понятие семьи традиционного права.
Особенности мусульманского права.
Общее понятие и регион распространения семьи мусульманского права.
1. Семья мусульманского права - совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Пакистана, некоторых других государств.
Отличительными чертами мусульманской правовой семьи является то, что:
одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, - Коране, Сунне, Иджме;
в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.
2. Помимо вышеуказанных признаков особенностями правовой системы стран мусульманской правовой семьи являются:
ü признание Божественного происхождения права, а, следовательно, его обязательности и нерушимости;
ü переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями;
ü вторичное значение нормативно-правовых актов;
ü незначительная роль судебной практики;
ü большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей);
ü непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм;
ü приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов.
Сходные особенности имеют правовые системы стран религиозного немусульманского права (например: индуистского - Бангладеш, Непал,
Гайана), однако мусульманское право является самым распространенным видом религиозного права.
ВОПРОС 88. Семья традиционного (обычного) права
1. Семья традиционного права - наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция).
Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; на территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племен Южной Америки; Индонезии и Папуа новой Гвинеи; на островах Океании.
2. Также к особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:
ü неписаный (некодифицированный) характер права;
ü основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;
ü сосуществование отдельно друг от друга "цивилизованной" правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи;
ü регулирование обычаями, как правило, поведение коллектива, а не отдельного индивидуума;
ü коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом;
ü осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями;
ü архаичность многих обычаев;
ü уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях;
ü месть - при тяжком преступлении ("око за око, зуб за зуб, кровь за кровь").
ВОПРОС 89. Источники права
в Российской Федерации
1. Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт.
Нормативный договор также имеет место в качестве источника права, однако распространен значительно реже.
Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники права в Российской Федерации практически не встречаются.
2. Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:
ü Конституция РФ;
ü федеральные конституционные законы;
ü федеральные законы;
ü нормативные указы Президента РФ;
ü постановления Правительства РФ;
ü нормативные акты министерств и ведомств РФ;
ü законы субъектов РФ;
ü подзаконные акты органов власти субъектов РФ;
ü локальные нормативные акты.
3. Конституция РФ является источником права высшей юридической силы. Она закрепляет основы экономического строя; основы политического строя; основополагающие права и свободы человека; федеративное устройство России; устанавливает систему органов государственной власти.
Нормы Конституции влияют на все иные правовые нормы, так как они не должны противоречить конституционным. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции (непосредственно развивают ряд положений Конституции), характеризуются более сложной процедурой принятия и отличаются повышенной стабильностью. Занимают промежуточное положение между Конституцией и федеральными законами.
Федеральные законы принимаются (как и федеральные конституционные законы) Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ. Федеральные законы распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. По своей юридической силе федеральный закон возвышается над всеми иными нормативными актами (кроме Конституции и федеральных конституционных законов) - подзаконными актами, которые должны соответствовать федеральному закону. Указы Президента РФ могут быть:
ü нормативными (содержать нормы права общего характера);
ü ненормативными (например, регулировать вопросы назначения конкретных лиц на государственные должности).
Нормативные указы Президента обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Они, как правило, распространяют свое действие на территорию своей страны и общеобязательны для исполнения. Указы Президента должны соответствовать Конституции и федеральным законам.
Актами Правительства РФ являются:
ü постановления (содержат нормы права);
ü распоряжения (регулируют оперативно-технические вопросы).
Следовательно, нормативно-правовыми бывают только постановления Правительства РФ. Данные акты издаются:
ü для регулирования важнейших вопросов экономики и государственной жизни;
ü только на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ.
Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств (государственных комитетов, комитетов, федеральных агентств, федеральных инспекций, федеральных служб) принимаются в форме приказов, инструкций, положений, постановлений, писем, уставов. Данные акты обычно регулируют общественные отношения в сферах экономики; науки; образования; здравоохранения; культуры; обороны и безопасности; правоохранительной деятельности.
Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств издаются только в случаях и пределах, установленных: федеральными законами; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ,
и обязательны для организаций, учреждений, должностных лиц, подведомственных данным министерствам и ведомствам и для граждан
(если на них распространяют свое действие нормы данных подзаконных актов).
Согласно Конституции РФ 1993 года субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы (ст. 73 - "обладают всей полнотой государственной власти").
Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ и регулируют вопросы:
ü исключительно ведения субъектов РФ;
ü совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, общеобязательны для исполнения на территории соответствующего субъекта РФ и обладают большей юридической силой, чем подзаконные акты субъекта РФ (ст. 76 Конституции РФ).
Среди законов субъектов РФ выделяются законы, обладающие высшей юридической силой на территории субъекта РФ, - конституции республик в составе РФ, уставы иных субъектов федерации. Локальные нормативные акты охватывают своим действием отдельные организации, предприятия и учреждения различных форм собственности.
Нормативный договор является отдельным видом источника права в РФ. Примером нормативного договора является Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года (Соглашения СНД РФ "Федеративный договор"). Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения ее с субъектами, а также отношения между субъектами РФ.
К источникам права РФ относятся международные договоры РФ и признанные РФ международные нормы. Согласно Конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно.
Обычай является редкой формой (источником) права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражданским кодексом РФ.
Вопрос 90. Значение теории государства и права