Принципы правотворчества.
Общее понятие и стадии правотворчества.
Признаки нормативно-правового акта.
Общее понятие нормативно-правового акта.
1. Нормативно-правовой акт - изданный в установленном порядке государственными органами юридический документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.
2. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими признаками:
ü имеет письменную форму;
ü имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов, - наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т. д. (реквизиты);
ü обладает определенной юридической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта в системе нормативно-правовых актов;
ü имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;
ü имеет определенный предмет регулирования, есть соответствующую сферу общественных отношений);
ü действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);
ü охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.);
ü входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;
ü содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован;
ü подкреплен возможностью государственного принуждения в случае нарушения его предписаний.
ВОПРОС 60. Правотворчество: понятие, стадии, принципы
1. Правотворчеством называется деятельность государственных органов по принятию нормативно-правовых актов, а также по их изменению и отмене.
Правотворчество представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий:
выявление потребности принятия нормативно-правового акта;
изучение, анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт;
ü определение вида нормативно-правового акта и вида органов, правомочных его принять;
ü принятие решения о подготовке нормативно-правового акта;
ü разработка концепции будущего акта;
ü подготовка рабочей группой (разработчиком, органом) проекта нормативно-правового акта;
ü предварительное рассмотрение проекта акта;
ü общественное обсуждение проекта;
ü официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта с учетом процессуальных требований органом, к ведению которого относится его принятие;
ü принятие правового акта, его оформление и подписание;
ü опубликование акта и его вступление в законную силу.
Типичными ошибками, которые допускаются в процессе правотворчества, являются:
ü неверный выбор формы акта;
ü нарушение процедуры подготовки и принятия акта;
ü неверное определение предмета правового регулирования;
ü недооценка общественного мнения (восприятия гражданами будущего акта);
ü недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного акта.
. 2. При осуществлении правотворчества законодатель (иной субъект правотворчества) должен опираться на следующие принципы:
ü научности;
ü законности;
ü демократизма;
ü системности.
Научность - использование Достижений науки, приемов и методов научного анализа.
Законность - строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами.
Демократизм - учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов, отражение в нормах акта мнений и пожеланий тех, кого коснутся нормы принимаемого акта. Системность - учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов).
ВОПРОС 61. Виды правотворчества и его обеспечение