Принципы правотворчества.

Общее понятие и стадии правотворчества.

Признаки нормативно-правового акта.

Общее понятие нормативно-правового акта.

1. Нормативно-правовой акт - изданный в установленном порядке государ­ственными органами юридический документ, устанавливающий, из­меняющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобяза­тельный характер и подкрепленный принудительной силой государства.

2. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими признаками:

ü имеет письменную форму;

ü имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нор­мативно-правовых актов, - наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должност­ного лица и т. д. (реквизиты);

ü обладает определенной юридической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта в системе нормативно-правовых актов;

ü имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;

ü имеет определенный предмет регулирования, есть соответствующую сферу общественных отношений);

ü действует в течение определенного срока (который указывается в са­мом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);

ü охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.);

ü входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;

ü содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован;

ü подкреплен возможностью государственного принуждения в случае на­рушения его предписаний.

ВОПРОС 60. Правотворчество: понятие, стадии, принципы

1. Правотворчеством называется деятельность государственных органов по принятию нормативно-правовых актов, а также по их изменению и отмене.

Правотворчество представляет собой процесс, состоящий из следую­щих стадий:

выявление потребности принятия нормативно-правового акта;

изучение, анализ общественных отношений, для регламентации кото­рых необходимо принять данный акт;

ü определение вида нормативно-правового акта и вида органов, право­мочных его принять;

ü принятие решения о подготовке нормативно-правового акта;

ü разработка концепции будущего акта;

ü подготовка рабочей группой (разработчиком, органом) проекта нор­мативно-правового акта;

ü предварительное рассмотрение проекта акта;

ü общественное обсуждение проекта;

ü официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта с уче­том процессуальных требований органом, к ведению которого отно­сится его принятие;

ü принятие правового акта, его оформление и подписание;

ü опубликование акта и его вступление в законную силу.

Типичными ошибками, которые допускаются в процессе правотвор­чества, являются:

ü неверный выбор формы акта;

ü нарушение процедуры подготовки и принятия акта;

ü неверное определение предмета правового регулирования;

ü недооценка общественного мнения (восприятия гражданами будущего акта);

ü недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного акта.

. 2. При осуществлении правотворчества законодатель (иной субъект правотворчества) должен опираться на следующие принципы:

ü научности;

ü законности;

ü демократизма;

ü системности.

Научность - использование Достижений науки, приемов и методов на­учного анализа.

Законность - строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюде­ние процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами.

Демократизм - учет общественного мнения при разработке и приня­тии нормативно-правовых актов, отражение в нормах акта мнений и пожеланий тех, кого коснутся нормы принимаемого акта. Системность - учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов).

ВОПРОС 61. Виды правотворчества и его обеспечение