Реализация основных функций Конституции РФ.

Прямое действие Конституции РФ,

Высшая юридическая сила Конституции РФ.

Реальность и народность Конституции РФ.

Стабильность Конституции, механизм ее измененш и пересмотра.

Основополагающий характер Конституции РФ, предмет ее регулирования.

1. Конституция Российской Федерации является главным источником права России.

Конституция РФ носит основополагающий характер. Она регулирует важнейшие общественные отношения в России. В предмет ее регулиро­вания входят такие вопрос, как:

ü основы конституционного (троя;

ü статус личности (права и свободы человека);

ü устройство федерации, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами;

ü система высших органов государственной власти (Президент, Федераль­ное Собрание - Государственная Дума и Совет Федерации, Правитель­ство), отношения между ниш, их компетенция, разделение властей;

ü основы судебной системы, высшие органы судебной власти - Консти­туционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный суд РФ, Про­куратура РФ;

ü местное самоуправление;

ü порядок изменения Конституции и принятия нового основного закона. Все нормы Конституции не должны противоречить основам консти­туционного строя и нормам регулирующим статус личности, которые закрепляют следующие основные положения:

ü Российская Федерация - суверенное государство;

ü Российская Федерация- правовое государство;

ü Российская Федерация- демократическое государство;

ü Российская Федерация- федеративное государство;

ü Российская Федерация- социальное государство; 4/ государственные органы РФ функционируют на основе принцип! раз­деления властей;

ü в РФ признаются и защищаются различные формы собственности (ча­стная, государственная, муниципальная и иные);

ü в стране устанавливается и защищается идеологическое и политическое многообразие;

ü человек является высшей ценностью;

ü человек обладает обширным комплексом признанных мировым сооб­ществом прав и свобод, несет обязанности;

ü признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - гавная

обязанность государства.

Все иные нормативно-правовые акты в России (законы, подзаконные акты) должны соответствовать и не противоречить Конституции.

2. Конституция РФ стабильна. Нормы Конституции отличаются повышенной устойчивостью. Это обеспечивается "жестким" характером Кон­ституции - исключительно сложной процедурой внесения в нее изме­нений и дополнений. Различаются четыре способа внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ:

изменение статьи 65, касающейся наименования субъекта федерации, -в случае, если субъект федерации изменяет своей название, нова наи­менование субъекта вносится в текст Конституции указом Президента РФ (например, новое название Республики Северная Осетия - Республика Северная Осетия- Алания было включено в текст Конституции Указом Президента РФ от 9 января 1996 года);

изменение ст. 65 в случаях изменения статуса субъекта РФ либо включе­ния в состав РФ нового субъекта осуществляется федеральных кон­ституционным законом;

изменение статей всех глав Конституции, кроме глав 1, 2 и 9 ("Основы конституционного строя", "Права и свободы человека", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции"), производится, если со­ответствующую поправку одобрило не менее 2/3 от общего числа депу­татов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации, а также не менее чем 2/3 законодательных (представи­тельных органов) субъектов федерации (то есть фактически поправка вносится федеральным конституционным законом при его ратификации 2/3 органов законодательной власти субъектов РФ);

статьи глав 1, 2, 9 ("Основы конституционного строя", "Права и боды человека", "Конституционные поправки и пересмотр конституции") не могут быть изменены путем внесения поправок, а их изменение возможно только в результате принятия новой Конституции Новая Конституция России может быть принята в результате сложной процедуры, включающей несколько стадий:

ü Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, законода­тельные (представительные) органы субъектов РФ, Правительство РФ 1/5 депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации вносят в Федеральное Собрание РФ предложение о принятии новой Конституции;

ü если данное предложение будет поддержано 3/5 от общего числа депу­татов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то в соот­ветствии с федеральным конституционным законом созывается Кон­ституционное Собрание;

ü Конституционное Собрание может либо подтвердить неизменность Конституции, либо разработать проект новой Конституции;

ü Конституционное Собрание имеет право принять Конституцию 2/3 голосов своих членов либо вынести проект на всенародное голосова­ние (референдум);

ü новая Конституция считается принятой на референдуме, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в референдуме.

Большинство статей Конституции, в которые можно вносить поправ­ки, тесно связано со статьями глав I и II ("Основы конституционного строя" и "Права и свободы! человека"), которые не могут быть пере­смотрены. Это приводит к тешу, что в Конституцию фактически нельзя вносить поправки вообще (кроме случая ее полной замены). Это еще более укрепляет стабильность Конституции.

3. Конституция РФ реальна. Она отражает соотношение сложившихся по­литических сил в обществе,, отвечает имеющимся экономическим от­ношениям. Однако реальность Конституции РФ не носит абсолютного характера, так как текст Конституции не может отразить все многооб­разие общественной жизни.

(Например, на деле является фиктивной норма Конституции о соци­альном характере РФ.)

Конституция РФ соответствует признаку народности. Во-первых, она отражает желание значительной части народа жить в правовом и де­мократическом государстве,, где обеспечены права и свободы челове­ка, защищены многообразные формы собственности. Во-вторых, Конституция РФ была непосредственно принята народом в ходе всенарод­ного референдума 12 декабря 1993 года.

4. Конституция РФ 1993 г. обладает высшей юридической силой. Это зна­чит, что:

ü нормы всех иных правовых актов (законов, подзаконных актов) долж­ны соответствовать конституционным нормам и не противоречить им;

ü в случае расхождения норм Конституции и норм иных нормативно-правовых актов действуют конституционные нормы;

ü Конституция РФ является основой всей правовой системы России, возглавляет иерархию нормативно-правовых актов в РФ (Конституция- федеральный конституционный закон, федеральный закон - указ Пре­зидента РФ и др.).

5. Конституция РФ является документом прямого действия, то есть непос­редственно порождает права и обязанности субъектов правоотноше­ний, регулирует общественные отношения (например, при защите своих прав и свобод в суде гражданин может ссылаться на конституционные нормы, непосредственно на основании Конституции формируются мно­гие органы государственной власти, определяется их статус).

6. Конституция РФ выполняет следующие функции:

учредительную - закрепила в правовом смысле появление нового (от­личного от дореволюционной России, СССР, РСФСР) государства -Российской Федерации со всеми его чертами - республиканской фор­мой правления, федерализмом, высоким статусом личности (права и свободы), демократическим политическим режимом; установила но­вую для России систему органов государственной власти;

организационную - упорядочила отношения между органами государ­ственной власти, отношения внутри федерации, перевела противосто­яние между ветвями власти в конституционное русло, дала импульс обновлению всей правовой системы (приняты федеральные конститу­ционные законы, новые отраслевые кодексы - Гражданский 1994 г., Семейный 1995 г., Уголовный 1996 г. и другие, множество федеральных законов, подзаконных актов);

идеологическую - закрепив в своих нормах новые общественные отно­шения, способствовала смене идеологии - от марксистско-ленинской коммунистической, культивируемой КПСС и Конституциями СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., к идеологии эффективности рыночных отно­шений в экономике, многообразия форм собственности, идеологи­ческого и политического плюрализма, демократии, признания обще­человеческих ценностей, прав и свобод человека;

информационную - дала народу России и внешнему миру информацию о РФ, ее политической и экономической системе, формах правления и государственного устройства, статусе личности и т. д.;

стабилизирующую - укрепила зарождающиеся новые отношения соб­ственности, федерализм, идеологическое и политическое многообра­зие, парламентаризм и иные ранее не свойственные стране обществен­ные отношения;

программную - запрограммировала развитие России на ближайшие годы (по пути рыночной экономики, федерализма, регулярных выборов в органы государственной власти и т. д.).

ВОПРОС 59, Нормативно-правовой акт как источник права