Общее понятие структуры правовой нормы.
Виды правовых норм, классифицируемых по их месту и роли в правовой системе.
Общая классификация правовых норм.
3. Виды норм, классифицируемых по предмету, методу правового регулирования и субъектамправотворчества.
4. Виды норм, классифицируемых по сфере и времени действия, кругу лиц и степени определенности.
1, Нормы права в зависимости от их функций делятся на следующие виды:
по месту и роли в правовой системе:
учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные;
по предмету правового регулирования:
нормы конституционного права, нормы гражданского права, нормы гражданско-процессуального права, нормы уголовного права, нормы уголовно-процессуального права, нормы административного права, нормы семейного права, нормы иных отраслей права; по методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные; по субъектам, издавшим нормы права:
нормы, исходящие от государства; нормы, исходящие от гражданского общества; по сфере действия:
общего действия, ограниченного действия, локальные нормы; по времени действия: постоянные; временные;
по кругу лиц - нормы, регулирующие статус, поведение различных категорий граждан: военнослужащих, авиадиспетчеров, медицинских работников, иных категорий;
по степени определенности элементов правовой нормы: абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные.
2, Наиболее распространенной является классификация правовых норм по их роли и месту в правовой системе (учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные).
Учредительные нормы выполняют функцию норм-принципов. Данные нормы:
закрепляют основы общественно-политического строя; закрепляют права и свободы граждан; закрепляют основы политической системы; закрепляют основы правовой системы.
Примером указанных норм являются конституционные нормы ('Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" - ст. 1 Конституции РФ).
Регулятивные нормы выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные )
нормы могут быть:
упразомочивающие - предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий;
обязывающие - вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям; запрещающие - устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий.
Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного
порядка. Указанные нормы вступают в действие с момента нарушения
требований регулятивных и иных правовых норм. Примером данных
являются нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие наказание за совершение преступления.
Обеспечительные нормы играют роль норм-гарантий, которые способствуют исполнению других норм (то есть гарантируют их исполнение). Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это
и нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ: "Российская
Федерация - социальное государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека"). Дефинитивные нормы выполняют функцию норм-определений и объясняют содержание тех или иных понятий (например, нормы Уголовного кодекса РФ, раскрывающие содержание составов преступлений).Коллизионные нормы являются нормами-арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.
Оперативные нормы выполняют роль норм-инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.
3. По предмету правового регулирования выделяются нормы отдельных отраслей права - материальных и процессуальных. По методу правового регулирования правовые нормы могут быть:
ü императивными - применяются при отношениях власти и подчинения, носят строгий, обязательный характер;
ü диапозитивными - применяются при регулировании отношений равных субъектов (как правило, в сфере гражданского права), допускают возможность выбора участниками правоотношения взаимно приемлемого варианта поведения;
рекомендательными - указывают на желательный вариант поведения.
По субъектам правотворчества выделяются:
ü нормы, исходящие от государства (то есть изданные государственными органами - к ним относится подавляющее большинство правовых норм);
ü нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода , референдума).
По сфере действия правовые нормы могут быть:
ü нормами общего действия - действуют на территории всей страны Б отношении всех граждан (например, нормы Конституции);
ü нормами ограниченного действия - действуют в отношении, как правило, всех граждан, проживающих на какой-либо ограниченной территории (обычно подобными нормами бывают нормы законов, иных актов субъектов федерации);
ü / локальными нормами - распространяют свое действие только на членов отдельных государственных либо негосударственных структур (например, на работников конкретного министерства, ведомства, предприятия, организации).
По времени действия выделяются:
ü постоянные нормы - действуют неограниченный период до тех пор, пока нормативно-правовой акт не- будет отменен либо изменен;
ü временные нормы - действуют в течение определенного, специально указанного промежутка времени (например, в течение летнего сезона и т.д.).
По кругу лиц различаются нормы, регулирующие статус и поведение отдельных категорий граждан (например, нормы воинских уставов регламентируют поведение военнослужащих; некоторые нормативно-правовые акты касаются исключительно пенсионеров и т. д.).
По степени определенности элементов правовой нормы выделяются:
ü абсолютно определенные - точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы (например, нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность);
ü относительно определенные - устанавливают возможные варианты пове-|И дения (например, санкции статей Особенной части Уголовного кодекса РФ, устанавливающие верхний и нижний предел уголовного наказания
ü альтернативные - закрепляют несколько возможных вариантов действия из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств (например, установление нормами Уголовного кодекса РФ различивши видов наказания - лишение свободы или исправительные работы, или штраф).
ВОПРОС 54. Структура правовой нормы