Анализ преподавателем выполнения работы.

21.04

1. Биологические основы селекции. СООБЩЕНИЕ

Спорогенез, гаметогенез и оплодотворение у растений СООБЩЕНИЕ

Творческое задание по темам: «Человек и биосфера» (сообщение)

«Здоровый образ жизни» (сообщение, буклеты, листовки)

«Экология человека» ( оформить в папке, вложить буклет и сообщение)

«Составление цепей и сетей питания в природной экосистеме и агроценозе» (сообщение)

Практическое занятие №6.

Тема: Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.

1. Цели:

· Образовательные: познакомиться с явлением модификационной изменчивости, методами ее изучения и закономерностями, научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую, освоить методы математической обработки результатов исследований модификационных изменений;

 

  • Развивающие: продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности ,способствовать интенсификации учебного процесса, повышать мотивацию учения, пробуждать их творческие способности.

 

  • Воспитательные: способствовать в ходе урока экологическому воспитанию студентов.

2. Обеспечение занятия: инструкции для студентов, листья лавровишни, семена фасоли, линейки, раздаточные тестовые задания, дидактические карточки задания.

3. Порядок выполнения:

3.1. Отработка терминов и понятий.

3.2. Выполнение работы, построение кривой.

3.3. Выполнение тестового задания.

4. Схема отчета:

4.1. Тема и цель занятия.

4.2. Составление вариационного ряда и кривой, выводы.

4.3. Записать ответы тестового задания.

 

Анализ преподавателем выполнения работы.

6. Рекомендуемая литература:

1. Биология под редакцией академика РАО Н. В. Чебышева А. А. Москва «Академия» 2006г.

2. Каменский, Е. А. Криксунов «Общая биология 10-11 классы». Москва, «Дрофа» 2007.

 

1. Вопросы для подготовки:

1. Какие формы изменчивости вам известны?

2. Почему ненаследственная изменчивость называется групповой?

3. Что такое норма реакции?

4. Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?

5. Что такое вариационный ряд, вариационная кривая?

6. Какими свойствами характеризуется модификационная

изменчивость?

7. Сравните свойства мутаций и модификаций.

8. Приведите примеры, доказывающие ненаследуемость изменений признака, вызванных действием условий внешней среды.

 

Фенотипическая изменчивость
Модификационная изменчивость -

.
Вариационный ряд представляет ряд вариант………

Вариационная кривая – это………………………

Модификации –………………………………………..
Морфозы –…………………………………………..
Фенокопии–………………………………………………………

 

2. Порядок выполнения:

1. Рассмотрите семена фасоли, измерьте их длину.

2. Расположите семена в порядке возрастания, запишите ряд чисел, отображающий последовательное изменение признака. Под этим рядом запишите второй ряд чисел, показывающий частоту встречаемости данного признака.

Вариационный ряд – ряд изменчивости признака.

V (варианта, численное значение признака)                  
р (частота встречаемости признака)                  

3. Постройте график зависимости частоты встречаемости признака (р) от варианты (V).

S (V*Р) n
4. Определите среднюю величину признака по формуле М =

n – общее число объектов

  1. Сделайте выводы:

· какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена?

· в каком случае она проявляется более четко – при малом или большом количестве данных;

· о влиянии фактора внешней среды на формирование признака;

· приведите примеры признаков различных животных и растений, обладающих широкой и узкой нормой реакции;

· в чем различия между модификационной и мутационной изменчивостью?

· делайте вывод о значении каждого вида изменчивости.

 

 

Задание повышенного уровня сложности:

 

На совещании руководства животноводческого комплекса решался вопрос по закупке 36 коров одной породы обанкротившего соседнего хозяйства. Главный зоотехник, выступавший на совещании по данному вопросу, предоставил членам правления таблицу, в которой приводился среднегодовой процент жира в молоке у каждой из коров (см. Таблицу №1) и свои соображения на необходимость покупки стада. Так, он утверждал, что покупка нерентабельна, так как она приведет к снижению общей жирности молока в одном из хозяйств комплекса (средняя жирность молока в этом стаде на момент проведения совещания составляла 4.1, а количество коров – 42).

1. Составьте вариационный ряд изменчивости жирности коровьего молока в стаде коров.

2. Постройте график вариационной кривой жирности молока в стаде коров одной породы, используя для этого следующие обозначения:

X – значение признака (жирность молока);

Y – частота встречаемости признака.

3. Убедительны ли аргументы зоотехника? Докажите своей ответ, вычислив среднюю жирность молока в покупаемом стаде.

Таблица №1.

Жирность коровьего молока в стаде коров

3,9 3.8 3,7
3,5 4,0 3,9
3,8 3,8 4,1
4,2 3,9 3,8
3,9 3,6 3,9
4,0 4,3 4,0
3,9 3,8 3,6
4,0 4,1 3,7
4,2 3.9 4,0
4.1 4,0 3,6
3.7 3.8 3,7
3.9 4,1 3,9