Анализ преподавателем выполнения работы.
21.04
1. Биологические основы селекции. СООБЩЕНИЕ
Спорогенез, гаметогенез и оплодотворение у растений СООБЩЕНИЕ
Творческое задание по темам: «Человек и биосфера» (сообщение)
«Здоровый образ жизни» (сообщение, буклеты, листовки)
«Экология человека» ( оформить в папке, вложить буклет и сообщение)
«Составление цепей и сетей питания в природной экосистеме и агроценозе» (сообщение)
Практическое занятие №6.
Тема: Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.
1. Цели:
· Образовательные: познакомиться с явлением модификационной изменчивости, методами ее изучения и закономерностями, научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую, освоить методы математической обработки результатов исследований модификационных изменений;
- Развивающие: продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности ,способствовать интенсификации учебного процесса, повышать мотивацию учения, пробуждать их творческие способности.
- Воспитательные: способствовать в ходе урока экологическому воспитанию студентов.
2. Обеспечение занятия: инструкции для студентов, листья лавровишни, семена фасоли, линейки, раздаточные тестовые задания, дидактические карточки задания.
3. Порядок выполнения:
3.1. Отработка терминов и понятий.
3.2. Выполнение работы, построение кривой.
3.3. Выполнение тестового задания.
4. Схема отчета:
4.1. Тема и цель занятия.
4.2. Составление вариационного ряда и кривой, выводы.
4.3. Записать ответы тестового задания.
Анализ преподавателем выполнения работы.
6. Рекомендуемая литература:
1. Биология под редакцией академика РАО Н. В. Чебышева А. А. Москва «Академия» 2006г.
2. Каменский, Е. А. Криксунов «Общая биология 10-11 классы». Москва, «Дрофа» 2007.
1. Вопросы для подготовки:
1. Какие формы изменчивости вам известны?
2. Почему ненаследственная изменчивость называется групповой?
3. Что такое норма реакции?
4. Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?
5. Что такое вариационный ряд, вариационная кривая?
6. Какими свойствами характеризуется модификационная
изменчивость?
7. Сравните свойства мутаций и модификаций.
8. Приведите примеры, доказывающие ненаследуемость изменений признака, вызванных действием условий внешней среды.
Фенотипическая изменчивость –
Модификационная изменчивость -
.
Вариационный ряд представляет ряд вариант………
Вариационная кривая – это………………………
Модификации –………………………………………..
Морфозы –…………………………………………..
Фенокопии–………………………………………………………
2. Порядок выполнения:
1. Рассмотрите семена фасоли, измерьте их длину.
2. Расположите семена в порядке возрастания, запишите ряд чисел, отображающий последовательное изменение признака. Под этим рядом запишите второй ряд чисел, показывающий частоту встречаемости данного признака.
Вариационный ряд – ряд изменчивости признака.
V (варианта, численное значение признака) | |||||||||
р (частота встречаемости признака) |
3. Постройте график зависимости частоты встречаемости признака (р) от варианты (V).
|
n – общее число объектов
- Сделайте выводы:
· какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена?
· в каком случае она проявляется более четко – при малом или большом количестве данных;
· о влиянии фактора внешней среды на формирование признака;
· приведите примеры признаков различных животных и растений, обладающих широкой и узкой нормой реакции;
· в чем различия между модификационной и мутационной изменчивостью?
· делайте вывод о значении каждого вида изменчивости.
Задание повышенного уровня сложности:
На совещании руководства животноводческого комплекса решался вопрос по закупке 36 коров одной породы обанкротившего соседнего хозяйства. Главный зоотехник, выступавший на совещании по данному вопросу, предоставил членам правления таблицу, в которой приводился среднегодовой процент жира в молоке у каждой из коров (см. Таблицу №1) и свои соображения на необходимость покупки стада. Так, он утверждал, что покупка нерентабельна, так как она приведет к снижению общей жирности молока в одном из хозяйств комплекса (средняя жирность молока в этом стаде на момент проведения совещания составляла 4.1, а количество коров – 42).
1. Составьте вариационный ряд изменчивости жирности коровьего молока в стаде коров.
2. Постройте график вариационной кривой жирности молока в стаде коров одной породы, используя для этого следующие обозначения:
X – значение признака (жирность молока);
Y – частота встречаемости признака.
3. Убедительны ли аргументы зоотехника? Докажите своей ответ, вычислив среднюю жирность молока в покупаемом стаде.
Таблица №1.
Жирность коровьего молока в стаде коров
3,9 | 3.8 | 3,7 |
3,5 | 4,0 | 3,9 |
3,8 | 3,8 | 4,1 |
4,2 | 3,9 | 3,8 |
3,9 | 3,6 | 3,9 |
4,0 | 4,3 | 4,0 |
3,9 | 3,8 | 3,6 |
4,0 | 4,1 | 3,7 |
4,2 | 3.9 | 4,0 |
4.1 | 4,0 | 3,6 |
3.7 | 3.8 | 3,7 |
3.9 | 4,1 | 3,9 |