Группы государственных должностей и их квалификационные разряды.
Общие понятия государственной службы и государственных служащих.
Содержание основных принципов.
Органов.
Организации и деятельности государственных
Общее понятие основных принципов...
1. Основные принципы организации и деятельности государственных органов - это те плавные начала, которые лежат в основе построения и . функционирования государственных органов. К ним относятся:
ü разделение властей;
ü признание человека, его прав и свобод высшей целостью; I/ демократизм;
ü иерархичность;
ü сочетание централизма и федерализма;
ü сочетание выборности и назначаемости;
ü сочетание коллегиальности и единоначалия;
ü открытость;
ü равный доступ к государственной службе;
ü профессионализм;
ü законность.
2. Принцип разделения властей подразумевает разделение единой государственной власти на три ветви:
ü законодательную;
ü исполнительную;
ü судебную.
Соответственно на указанны; три вида делятся органы государственной власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти действуют:
ü самостоятельно, в рамках своей компетенции;
ü при этом имеют сходные цели А- реализация функций государства,
ü взаимосвязаны - образуют единую систему государственных органов;
ü взаимозависимы - дополняют, сдерживают, контролируют друг друга.
Пример: совместная деятельность высших органов государственной власти - Президента, Правительства, Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации), Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда: Президент назначает членов и Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судьями Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда, но несет конституционную ответственность перед парламентом- может быть отрешен от должности Советом Федерации при участии Государственной Думы, Верховного Суда и Конституционного Суда; Государственная Дума утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ, но может быть распущена Президентом РФ; Правительство несет ответствен гость перед Государственной Думой и Президентом РФ (может быть отправлено в отставку); Конституционный Суд РФ формируется при участии Президента РФ и Совета Федерации, но может признать неконституционными решения (акты) высших органов государственной власти.
Цели разделения властей:
ü упорядочить работу государственного механизма (в том числе специализировать направления деятельности госорганов);
ü не допустить концентрации власти (а следовательно, бесконтрольности, произвола) в одних руках (в одних и тех же органах).
Разделение властей является базовым принципом организации и деятельности государственных органов наряду с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данный принцип, зафиксированный в ст. 2 Конституции РФ, лежит в основе Конституции России 1993 г. Исходя из него, государственные органы:
ü существуют во имя человека, обеспечения его интересов и потребностей;
ü обязаны уважать, соблюдать и защищать права и свободы человека;
ü не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека.
Принцип демократизма означает, что:
ü государственные органы формируются народом (прямо либо косвенно, например: избрание народом Президента РФ, глав субъектов РФ, законодательных (представительных) органов разных уровней, которые, в свою очередь, формируют другие органы - Правительство РФ, администрации, суды и т. д.);
ü государственные органы находятся под контролем народа (через выборы).
Смысл иерархичности в том, что государственные органы представляют собой систему, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и имеют возможность оказывать воздействие на их деятельность.
Пример:
ü система органов законодательной власти (Федеральное Собрание РФ - законодательные (представительные) органы субъектов РФ - косвенное воздействие)',
ü система органов исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ - администрации субъектов РФ, главы субъектов - сочетание прямого и косвенного влияния)',
ü судебная система и Прокуратура РФ (единая иерархия судов различных видов, органов Прокуратуры РФ - подчинение нижестояов вышестоящим).
Решения высших органов государственной власти РФ обязательны для исполнения на территории всей страны всеми государственными органами и должностными лицами. (Например; исполнение федерального
закона, не противоречащих Конституции и закону актов Президента и Правительства РФ, решений Конституционного Суда РФ.)
Принцип сочетания централизма и федерализма означает, что:
ü все государственные органы образуют единую систему госорганов (госаппарат), во главе которой находятся высшие органы государственной власти;
ü между центром (федерацией в целом) и субъектами федерации (соответственно между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ) разграничены полномочия (предмет ведения) - вопросы исключительного ведения федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов РФ;
ü субъекты федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
ü субъекты федерации влияют на формирование федеральных органов государственной власти (представительство в Совете Федерации, дача согласия на назначение прокурора субъекта РФ, участие в формировании судейского корпуса и др.).
Государственные органы могут быть как выборными, так и назначаемыми. Пример: избрание Президента РФ, который назначает федеральных министров, иных должностных лиц, формирует ряд государственных органов. Органы государственной власти могут быть:
ü единоличными (Президент РФ, глава субъекта РФ и др. - осуществляют свою работу на основе единоначалия);
ü коллегиальными (Государственная Дума, Совет Федерации и др. - совместно принимают решения).
В основе деятельности государственных органов лежит принцип открытости:
ü заседания парламента, судов и других органов, как правило, носят открытый характер;
ü их деятельность широко освещается СМИ;
ü органы государственной власти самостоятельно предоставляют информацию о своей работе;
ü информация о должностных лицах (особенности биографии, доходы) открыта для общественности.
В отдельных случаях деятельность государственных органов может иметь закрытый характер (правоохранительные вопросы, государственная безопасность и др.).
Равный доступ к государственной службе означает, что все граждане Российской Федерации, обладающие соответствующей подготовкой,
имеют право н; занятие государственных должностей без дискриминации по признакам национальности, расы, социального происхождения, отношение к религии и др.
Как правило, вакантные государственные должности замещаются на конкурсной основе (С учетом профессиональных знаний, личных качеств, трудовой биографии (анкета, послужной список), достижений па прежних местах работы).
Принцип профессионализма подразумевает:
ü наличие специальной подготовки у работников государственных органов;
ü учет данной подготовки при приеме на работу и продвижении по службе;
ü регулярный контроль за соответствием уровня профессиональной подготовки занимаемой должности (аттестации и др.).
Принцип законности обязывает государственные органы, госслужащих, должностных лиц соблюдать нормы Конституции, законов, подзаконных актов при осуществлении своей деятельности.
ВОПРОС 36, Основы государственной службы