Недостатки теорий.
Достоинства теории.
Суть теории.
Авторы теории.
Возникновения государства
Основные теории происхождения государства.
Причины множественности теорий возникновения государства.
1. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами нескольких самостоятельных культурных цивилизаций. Данными государствами являлись:
ü Древний Египет;
ü государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата)
ü Шумер и Аккад; Ассирия; Вавилон;
ü государства долин Инда и Ганга (то есть на территории современной Индии);
ü Древний Китай;
ü древнегреческие полисы;
ü Древний Рим;
ü государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).
2. В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государства. Это закономерно. Различие теорий возникновения государства связано с тем, что:
ü возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;
ü данный процесс (первоначально возникновение государства) происходил несколько тысячелетий тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;
ü влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (церковное господство в средние века (теологическая), зарождение капитализма, современная и др.) откладывала отпечаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, так как они жили в конкретное историческое время и в конкретном обществе);
ü нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессионального и личностного мировоззрения.
3. К основным теориям возникновения государства принято относить:
ü теологическую;
ü патриархальную;
ü договорную;
ü органическую;
ü психологическую;
ü ирригационную;
ü насилия;
ü экономическую (классовую).
ВОПРОС 1В. Теологическая теория
1. Теологическая (религиозная) теория господствовала в средни^ .века. Внас-тоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.
В настоящее время ее развили современные идеологи католической церкви Маристен, Мерсье; идеологи исламской религии и др.
2. Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:
ü вечны;
ü незыблемы;
ü святы;
ü их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли человека;
ü являются выразителями воли Бога на земле. Теологическая теория призывает:
ü принять государство и власть как данность, полученную свыше;
ü признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский - представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
ü полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству;:
ü не пытаться изменить установленный Богом порядок.
3, Достоинства данной теории:
ü способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
ü препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
4. Главный недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна.
ВОПРОС 19. Патриархальная теория