Недостатки теорий.

Достоинства теории.

Суть теории.

Авторы теории.

Возникновения государства

Основные теории происхождения государства.

Причины множественности теорий возникновения государства.

1. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами нескольких самостоятельных культурных цивилизаций. Данными государствами являлись:

ü Древний Египет;

ü государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата)

ü Шумер и Аккад; Ассирия; Вавилон;

ü государства долин Инда и Ганга (то есть на территории современной Индии);

ü Древний Китай;

ü древнегреческие полисы;

ü Древний Рим;

ü государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).

2. В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государства. Это закономерно. Различие теорий возникновения государства связано с тем, что:

ü возникновение государства само по себе сложный и длительный про­цесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;

ü данный процесс (первоначально возникновение государства) проис­ходил несколько тысячелетий тому назад, и его трудно детально изу­чить в силу его исторической удаленности;

ü влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (церковное господство в средние века (теологическая), зарождение капитализма, современ­ная и др.) откладывала отпечаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, так как они жили в конкретное историческое время и в конкретном обществе);

ü нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авто­ров теорий, особенности их профессионального и личностного миро­воззрения.

3. К основным теориям возникновения государства принято относить:

ü теологическую;

 

ü патриархальную;

ü договорную;

ü органическую;

ü психологическую;

ü ирригационную;

ü насилия;

ü экономическую (классовую).

ВОПРОС 1В. Теологическая теория

1. Теологическая (религиозная) теория господствовала в средни^ .века. Внас-тоящее время она наравне с другими теориями распространена в Евро­пе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Са­удовская Аравия и др.) носит официальный характер. У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.

В настоящее время ее развили современные идеологи католической церкви Маристен, Мерсье; идеологи исламской религии и др.

2. Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государ­ство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институ­ты, власть:

ü вечны;

ü незыблемы;

ü святы;

ü их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли чело­века;

ü являются выразителями воли Бога на земле. Теологическая теория призывает:

ü принять государство и власть как данность, полученную свыше;

ü признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский - представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

ü полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небес­ной на Земле, - то есть монархам и государству;:

ü не пытаться изменить установленный Богом порядок.

3, Достоинства данной теории:

ü способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усиле­нию духовности;

ü препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

4. Главный недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна.

ВОПРОС 19. Патриархальная теория