Государственная социальная политика
Любое государство обязано заботиться о благополучии своих граждан, в этом состоит смысл социальной функции любого государства. Но не любое государство является социальным.
Под социальным государством понимается государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойныхусловий существования, социальной защищённости, соучастия в управлении производством.
Впервые понятие «социальное государство» было введено в начале XIX в. английским философом и юристом Иеремия Бентамом, основоположником направления утилитаризма. Он понимал под социальным государством государство, которое заботится о благе народа. Эта идея была взята на вооружение и марксизмом. И хотя К. Маркс редко употребляет понятие социального государства, идея о том, что государство будущего должно ставить цель – «развитие каждого есть условие развития всех» – занимает центральное место в его работах.
В России идею социального государства успешно развивал профессор Московского университета П. И. Новгородцев. Он считал, что свобода возможна только при наличии материальных условий существования, а потому право на достойное человеческое существование должно быть гарантировано государством.
Впервые некоторые идеи социального государства попытался воплотить в жизнь канцлер Германии О. Бисмарк, который в 80-х гг. XIX в. издал ряд законов о социальном страховании, направленных на выдачу пособий по утере трудоспособности, болезни и старости. В результате положение немецких рабочих несколько улучшилось, но считать Германию конца XIX в. социальным государством было бы преждевременно. Но заслуга Бисмарка состоит в том, что он впервые попытался идеи социального государства осуществить на практике.
Наиболее полно идеи социального государства были воплощены в жизнь в СССР, где к середине 30-х гг. были заложены основы социального государства. Это нашло отражение в следующих результатах:
1. Отсутствие безработицы, т. е. право на труд не только провозглашалось, но и гарантировалось государством.
2. Ликвидация социального неравенства между богатыми и бедными, которое существовало в царской России.
3. Создание государственной системы социального обеспечения (пособия по беременности и родам; оплачиваемые больничные листы по временной нетрудоспособности; пенсии; пособия инвалидам и т. д.).
4. Введение бесплатного 7-летнего образования.
5. Бесплатная медицинская помощь.
6. Бесплатное получение жилья и доступная плата коммунальных услуг.
7. Организация системы дошкольного воспитания (открытие детских садов и яслей).
8. Рабочий контроль на производстве, рабочее самоуправление.
Эти преобразования, осуществляемые в СССР, оказались привлекательными и для рабочих Запада, которые стремились сделать, как в России. Под давлением профсоюзов и массовых выступлений рабочего класса правящие круги Запада были вынуждены также осуществлять социальные реформы. Но темпы социальных преобразований в разных странах были различны. Особенно активно эти преобразования начались после Второй мировой войны. Этому способствовали два главных фактора:
· победа СССР во ВМВ и рост авторитета советского государства на мировой арене;
· начавшиеся в Западной Европе процессы интеграции.
Не случайно, что в Конституции ФРГ, принятой в 1949 г., не только закрепляется термин «социальное государство», но и подчёркивается, что его создание является целью социальной политики страны.
С созданием Совета Европы процессы европейской интеграции активизировались, и европейские государства пришли к выводу, что необходим единый документ, в котором бы закреплялись обязательства государств по обеспечению своему населению улучшения уровня жизни и социального благополучия и были сформулированы основные социальные права граждан.
В итоге 18.10.1961 г. в Турине (Италия) была подписана Европейская социальная хартия, которая была открыта для подписания всеми европейскими государствами. Принципы социального государства были зафиксированы позднее в Европейском кодексе социального обеспечения (1968 г.); Хартии основных социальных прав трудящихся, Зелёной (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социальной политике. В 1996 г. была обновлена и дополнена Европейская социальная хартия (новая редакция). В этих документах были сформулированы основные принципы социального государства, а также зафиксирован набор социальных прав в условиях социального государства. Опираясь на эти документы, можно сформулировать главные признаки социального государства:опейской со Белой (1994 г.) оциальных прав трудящихся, Зелёной (1992 г.) я (1968 г.);анчению своему населению улучшения уровня жизни и соц
1. Социальное государство обеспечивает каждому гражданину достойный уровень жизни (т. е. уровень жизни гражданина в социальном государстве не может быть ниже прожиточного минимума).
2. Социальное государство заботится о предоставлении каждому человеку работы (т. е. в социальном государстве уровень безработицы не должен превышать 1,5%).
3. Социальное государство сглаживает имущественное неравенство
(т. е. осуществляет перераспределение доходов от богатых к бедным, а соотношение 10% богатых к 10% бедных не может превышать пропорцию 1:7).
4. Социальное государство выравнивает возможности граждан независимо от физической силы, здоровья, возраста, места жительства.
5. Социальное государство помогает бедным и обездоленным, т. е. функционирует эффективная система социальной защиты населения.
6. Социальное государство заботится о мире и благоприятной среде обитания.
Таким образом, социальное государство обеспечивает социальную безопасность, материальные условия свободного и достойного существования каждого человека.