Формы гос правления
В цивилизационном подходе различают
хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.
В рамках цивилизационного подхода выделяют теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «менеджеризма», теорию «единого индустриального общества», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» (А. Д. Сахаров) и др.
Достоинства цивилизационного подхода:
1) выделение культурных факторов;
2) наличие более четкой типологии государств.
Недостатки:
1) недооценка социально—экономических факторов;
2) преобладание типологии общества, а не государства.
29 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Форма правления– организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.
Виды форм правления:1) монархия,в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.
Признаки монархии:
а) наличие единоличного главы государства;
б) передача власти по наследству представителям правящей династии;
в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;
г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.
Виды монархии:
а) абсолютная(неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);
б) конституционная(ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:
– парламентская– власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая– вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); 2) республика,в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.
Признаки республики:
а) формально—юридическое признание народа в качестве источника власти;
б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;
в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
г) сменяемость и выборность представительной власти;
д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.
Виды республик:
а) президентская– власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);
б) парламентская– всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);
в) полупрезидентские и полупарламентскиереспублики (Франция, Финляндия).
Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.
Монархия – форма правления, при которой:
1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.
Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).
Монархии могут быть двух видов:
1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;
2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.
Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.
Признаки парламентской монархии:
1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;
2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).
При дуалистической монархии:
1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;
2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.
Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.
В президентской республике:
1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;
2) правительство сформировывается внепарламентским путем;
3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.
Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.
В парламентарной республике:
1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;
2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;
3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;
4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.
Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.
30 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Форма государственного устройства– политико—территориальное устройство государства.
Простые (унитарные) государства –единые и централизованные государства, состоящие из административно—территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета (Франция, Норвегия и т. д.).
Признаки:
1) единство и суверенитет;
2) административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью;
3) единый и централизованный государственный аппарат;
4) общая законодательная система;
5) единая система взимания налогов. Виды:
1) в зависимости от способа контроля:
а) централизованные(на местах – представители из центра);
б) децентрализованные,в которых избираются органы местного самоуправления;
в) смешанные;
2) региональные,состоящие из политических автономных образований с собственными представительными органами и администрацией.
Сложные государства– государства, состоящие из государственных образований, которые пользуются какой—либо степенью государственного суверенитета:
1) федерация– объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство (США, РФ и т. д.).
Признаки:
а) союзное государство;
б) наличие самостоятельности;
в) общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации;
г) двухканальная система налогов.
Виды:
а) в зависимости от принципа формирования субъектов:
– административно—территориальная;
– национально—государственная;
– смешанная;
б) в зависимости от юридической основы:
– договорная;
– конституционная;
2) конфедерация– межгосударственные объединения либо временные юридические союзы суверенных государств, создаваемые с целью обеспечения общих интересов.
Признаки:
а) отсутствие суверенитета, единого гражданства, законодательства и единой денежной системы;
б) координация деятельности государств по вопросам, для решения которых они объединялись;
в) добровольный выход и отмена действия общеконфедеративных актов на своей территории;
3) империя– государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.