Анализ рынка государственных услуг в Мурманской области

В России осуществление социальной политики государства, а так же защита прав и обеспечение гарантий льготным категориям населения реализуется по двум направлениям: через государственные Пенсионные фонды и негосударственные Пенсионные фонды.

С января 2002 года ГУ-ОПФР в Терском районе является подведомственной государственной структурой, имеющей девять структурных подразделений и входящую в единую пенсионную службу в лице Отделения Пенсионного фонда РФ по Мурманской области. [http://www.pfrf.ru/ot_murman/]

Совместно с Отделением ПФР ГУ-ОПФР осуществляет следующие функции:

· ведение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц;

· взаимодействие с работодателями, а также индивидуальными предпринимателями;

· обслуживание пенсионеров;

· ведение регионального сегмента федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь.

Законом установлено, что работать в государственной структуре имеют право только те, кто прошёл соответственный курс обучения и получил специальное образование, позволяющее в полном объеме осуществлять возложенные функции.

О качестве работы учреждения можно судить по результатам регулярно проводимых проверок.

В настоящий момент конкуренцию на рынке по предоставлению и накоплению денежных средств составляют негосударственные Пенсионные фонды (далее по тексту – НПФ).

Стремительное появление таких фондов в нашей стране заставило граждан усомниться в полноценном и своевременном выполнении функций государственным учреждением и, соответственно, доверии к государству.

Главным же преимуществом государственного учреждения является, в первую очередь, качественная профессиональная подготовка сотрудников. Это один из тех редких случаев, когда государственное образование является стопроцентным гарантом получения знаний и навыков. А уровень знаний сотрудников негосударственных учреждений иногда порождает сомнения в их профессионализме.

Для того чтобы определить потенциал государственного учреждения и его возможности по дальнейшему укреплению позиций на рынке общегосударственных услуг, а также понять, в каком направлении и как именно следует развиваться, необходимо выполнить стратегический анализ, основными инструментами которого являются PEST-анализ, анализ «5 сил» Портера, а также SWOT-анализ.

PEST-анализ ориентирован на исследование факторов «дальнего» окружения предприятия: политико-правовых, экономических, социальных и технологических, изменения в которых влияют на деятельность любой компании, но на которые сама компания, как правило, воздействия оказывать не может. [http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_16]

Факторы «дальнего» окружения ГУ-ОПФР:

1) Факторы «Р» – политико-правовое окружение. Основными источниками правовых норм, регулирующих деятельность по предоставлению компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являются федеральные законы РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О государственных пенсиях в РФ», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а так же Постановление Правления ПФР и др.

Уровень нормативно-правового регулирования в области компенсационной деятельности в России свидетельствует о том, что правовое поле деятельности довольно многообразно по своему содержанию. Вниманием государства охвачены все территориальные образования – от поселков до городов-мегаполисов. Поэтому ведение учета компенсаций, реализованного на сегодняшний день в большей степени в ручном виде, весьма затруднено. Однако, учитывая складывающуюся обстановку, общественный интерес и акцент на развитие современных технологий необходимо понимать, что автоматизация деятельности будет реализована в ближайшее время.

2) Факторы «Е» – экономическое окружение. Наряду с государственными учреждениями в России сегодня широко развивается сеть негосударственных фондов, которые специализируются на предоставлении аналогичных услуг и ориентируются на аналогичный слой населения. В результате этого развивается конкуренция между государственной и негосударственной структурой, заставляя и тех меняться и совершенствоваться. Одной из мер возможного укрепления государственных структур является расширение финансовой поддержки на всех имеющихся уровнях со стороны государства.

3) Факторы «S» – социальное окружение. При оценке степени влияния социальных факторов следует особо подчеркнуть социально-направленный характер деятельности учреждения, ориентированный на обеспечение социальной защиты льготных категорий граждан, в полном и своевременном предоставлении услуг. Устойчивость социальной системы, надежность, профессионализм сотрудников и широкие возможности использования современных технологий в своей функциональной деятельности обеспечат преимущества государственного учреждения.

4) Факторы «Т» – технологическое окружение. Применяемые технологии и оборудование ограничиваются рамками бюджетного финансирования и возможностями по их использованию в государственных структурах. В связи с этим уровень технологического обеспечения государственного учреждения может уступать некоторым негосударственным фондам, которые, в свою очередь, свободны в выборе технологий и применении последних инновационных разработок. В этом случае необходимо предусмотреть расширение бюджетного финансирования оборудования государственного учреждения.

Для того чтобы доопределить результаты PEST-анализа и получить более детальное представление о развитии исследуемого предприятия, была произведена оценка «5 сил» согласномодели М. Портера. Она ориентирована на исследование факторов «ближнего» окружения предприятия: конкуренция, клиенты, поставщики ресурсов, которые оказывают влияние на фирму, но на которые и сама фирма также непосредственно может воздействовать.

Факторы «ближнего» окружения учреждения:

1) Уровень конкуренции. Главными конкурентами государственных учреждений Пенсионного фонда являются получившее недавнее развитие учреждения негосударственных фондов. Однако негосударственные фонды заметно уступают государственным в плане гарантий сохранности денежных средств и возмещения полного ущерба в случаях краха негосударственного учреждения. Поэтому некоторые граждане с опаской смотрят на НПФ, предпочитая «стабильность и уверенность в завтрашнем дне».

2) Власть товаров-заменителей. Сегодня не существует альтернатив по компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам. Компенсацию денежных средств могут осуществлять только государственные учреждения Пенсионного фонда.

3) Власть клиентов. Клиентами ГУ-ОПФР являются физические лица, заинтересованные в получении компенсаций на оплату стоимости проезда месту отдыха и обратно и так же проживающих в районах Крайнего Севера или приравненных к ним территориям. Подобные услуги они не могут получить в негосударственных учреждениях Пенсионного фонда.

4) Власть поставщиков. В государственных учреждениях Пенсионного фонда реализация деятельности по компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам происходит на основании предъявляемых документов и в соответствие с принятыми Федеральными законами, отражающие данную деятельность и не имеющие обратной силы. Нарушение закона рассматривается в судебном порядке. Получение компенсаций, а так же размеры этих компенсаций определяются государством.

Тем не менее, с целью сокращения материальных расходов на ведение документации в бумажном виде. Автоматизация деятельности по компенсации является важным средством обеспечения качественного информационного обмена между государством в лице ГУ-ОПФР и льготной категорией посредством интернет-коммуникаций.

5) Барьеры входа в отрасль. На сегодняшний день в России вход на рынок предоставляемых услуг крайне затруднен. Это связано с тем, что государство контролирует социальную сферу в полном объеме.

В государственных учреждениях Пенсионного фонда РФ занято большое количество сотрудников. Увеличение их числа не наблюдается. Скорее наоборот – налицо тенденция их снижения. Это связано, во-первых, со сложной финансово-экономической обстановкой в стране, а во-вторых, с развитием информационных технологий, сокращающих время учета и обработки документов и тем самым освобождающих население от занимаемых ранее рабочих мест.

В соответствии с полученными выводами по оценке факторов «ближнего» и «дальнего» окружения исследуемого учреждения для более чёткого определения тенденций его развития реализованSWOT-анализ, направленный на выявление сильных и слабых сторон организации, её благоприятных возможностей и потенциальных угроз. При этом под сильными сторонами понимаются достоинства организации, а под слабыми – её основные недостатки. Возможности рассматриваются как факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке, а угрозы – как факторы, которые, наоборот, могут потенциально ухудшить положение предприятия. Материалы SWOT-анализа в дальнейшем послужат основой для оценки и выбора стратегии развития. Хорошая стратегия должна будет опираться на сильные стороны, поскольку уникальные возможности дают организации шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства и создают для неё конкурентные преимущества на рынке. С другой стороны, необходимо будет и вмешательство стратегии в слабые стороны организации с целью превращения их в преимущества с учётом благоприятных и неблагоприятных внешних обстоятельств. [http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_16]

Результаты исследования внутренней и внешней среды Отряда оформлены в виде матрицы SWOT-анализа и представлены в табл. 1.6.

Таблица 1.6