Правила оформления сносок
Информация, выносимая в сноску, имеет статус дополнительной и выносится за пределы текста для того, чтобы не перегружать его. |
Виды информации, обычно выносимой в сноску:
а) Указание на авторов и источники, в которых так же (как и в основном тексте) освещались данные вопросы. |
Например:
Конечно, протеканию образных процессов будут присущи свои определенные особенности, но и в целом, как выяснилось по результатам апробации методики на взрослых здоровых испытуемых и детях различных возрастов1, описанные тенденции сохраняются достаточно строго, что позволяет проводить необходимые сравнения.
__________________________
1 См.: Цветкова Л.С., Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами патологии // Дефектология. — 1975. — №5.
б) Указание на источник информации (как правило, в небольшой статье). |
в) Комментарии к предлагаемой информации. |
Например:
В некоторых работах (преимущественно, советских) длинные циклы либо игнорируются (поскольку о них не говорится у Маркса), либо отрицаются1.
_________________________________________
1 Кстати, в XIX в. было совершенно невозможно обнаружить длинные волны в капиталистической экономике, поскольку был слишком мал возможный для исследования интервал времени.
1 В этой связи следует отметить, что трудится только человек; машины, оборудование, технические системы — функционируют. И трудовую деятельность, и функционирование технических средств обозначают словом «работа», что отражает их совместимость и связанность в производстве.
Какие фрагменты текста могут сопровождаться сноской? Обоснуйте ваш ответ.
1. Однако поскольку лобные доли не являются однородной структурой, то и нарушения интеллектуальной деятельности протекают по-разному в зависимости от механизмов дефекта его структуры, от топики поражения внутри лобных отделов. В одной из ранних наших монографий мы впервые описали варианты лобного синдрома. Настоящая работа подтвердила наличие этих вариантов. По синдрому, механизмам, структуре и клинической картине протекания дефекта интеллектуальной деятельности больные так же, как и в прежних наших работах, разделились на три группы: поражения заднелобных, медиобазальных отделов и полюса лобной доли с вовлечением правой лобной доли.
2. (Запись беседы с больным) После специальной развернутой работы с больным над распознаванием и пониманием значений определенных грамматических конструкций он (больной) снова пытается пересказать содержание прочитанного. «Военный быт в Древней Греции… в раннюю пору… было много… вот ведь знаю, о чем говорить…, а как? Значит, много маленьких государств. Все воевали… как это говорят… вместе, не вместе… а-а, подождите… между собой! Государство было … очень слабым. (Длительная пауза.) В Древней Греции было много маленьких государств, и все они воевали, значит. Так. (Пауза.) Никак не могу выразить мысль…» Переходите к следующей мысли. «Они одевались простым одеянием из холста. Тут трудно…».
3. Необходимо помнить, что зрительное восприятие — понимаемое как способность правильно реагировать с помощью зрения не только на видимые, но и на невидимые свойства предметов — имеется и у животных, стоящих на эволюционной лестнице много ниже человека. Заметим к тому же, что животные, находящиеся на уровне развития собаки, кошки или белой крысы, способны к решению довольно сложных проблем поведения, которые можно отнести к разряду проблем, требующих «разумности». В лабораторных условиях (в экспериментах с лабиринтом) крысы нередко обнаруживают способность к «инсайту». Установлено, что крыса обычно выбирает кратчайший путь из нескольких возможных путей, ведущих к выходу из лабиринта.
4. В качестве оценки продуктивности деятельности использовался ряд количественных показателей, характеризующих деятельность каждой группы испытуемых, и выводились средние для группы показатели. Анализ решений проводился по следующим параметрам: количество названных слов и предложений (по трем объектам) (1); количество оригинальных ответов (2); время (в мин.), затрачиваемое на решение задач (3); количество ответов (4) и время выполнения группой всех заданий.
Задание 29. Составьте несколько мини-текстов (2-3 абзаца) со сносками. Объясните их целесообразность.