Правотворчество.
Нормативные акты президента.
Это основанный на законе и не противоречащий ему, нормативный правовой акт компетентного правотворческого субъекта.
Все подзаконные акты можно подразделить на три группы: акты государственных органов, акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты.
Первая группа актов представляет собой систему, организованную по юридической силе актов и органам, их издавших.
Самые высокие по юридической силе подзаконные нормативные акты - Указы Президента Российской Федерации. Они принимаются единолично Президентом, в течение 10 дней публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» и через 7 дней после опубликования вступают в законную силу.
На основании Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство России принимает постановления и распоряжения (п.1 ст. 115 Конституции РФ). Постановления Правительства РФ принимаются Правительством, подписываются его Председателем , публикуются и вступают в силу в том же порядке, что и Указы Президента РФ.
Следующие по юридической силе после указов и постановлений – акты федеральных органов исполнительной власти. Главным образом, это приказы и инструкции. Приказы министра могут иметь ведомственное либо общее значение. Акты министра (либо главы ведомства), имеющие общее значение, после их подписания направляются в министерство юстиции на предмет проверки их соответствия актам более высокой юридической силы. После чего они публикуются в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
В соответствии с ними принимаются решения и распоряжения исполнительных органов субъектов федерации. Порядок их принятия, опубликования и вступления в силу регламентируются соответствующими законами субъектов федерации.
Следующую группу системы нормативных актов России составляют акты органов местного самоуправления (муниципальных органов), которые не входят в структуру органов государства. Государственно- властные полномочия, в том числе и правотворческие полномочия, муниципальных образований регламентированы Конституцией и законами РФ, Конституциями (Уставами) субъектов федерации и уставами муниципальных образований.
И, наконец, самостоятельное место в системе нормативных актов занимают локальные нормативные акты. Они принимаются работодателем по согласованию с представителями работников, действуют на предприятии и распространяются на работников данного предприятия, учреждения, организации. Таковыми являются, например, «Правила внутреннего трудового распорядка».
Нормативные акты являются результатом правотворчества, под которым понимается властная деятельность компетентных субъектов по изданию нормативных правовых актов. Следует отметить, что правотворчество – это деятельность по изданию (принятию) именно нормативных актов. В этом случае правотворческий орган именно «творит» право. Как известно, источники права также формируются либо в процессе договора (нормативный договор), либо во время рассмотрения конкретного дела (прецедент). Подобную деятельность нельзя назвать правотворчеством.
Субъекты правотворчества могут быть как индивидуальные (Президент, министр), так и коллективные (Федеральное собрание, Правительство).
Виды правотворчества
В зависимости от характера процедуры различают три вида правотворчества.
1. Непосредственное правотворчество народа (референдум). Таким образом была принята Конституция России.
2. Правотворчество компетентных органов.
3. Санкционированное правотворчество. Правотворчеством занимаются с санкции (с разрешения) государства субъекты, не входящие в механизм государства.
Санкционированное правотворчество бывает трех видов:
а) предварительное санкционирование. В этом случае государство предварительно поручает соответствующему негосударственному органу принять вполне конкретный нормативный акт по определенному вопросу. Например, согласно трудовому законодательству на предприятии принимаются «Правила внутреннего трудового распорядка». После принятия акт вступает в силу без дополнительного одобрения, утверждения.
б) последующее санкционирование имеет место тогда, когда государство придает юридическую силу актам, принимаемым иными субъектами. Например, Устав предприятия получает юридическую силу только после соответствующей регистрации в государственных органах.
в) делегирование предполагает, что государство наделяет негосударственные органы (субъекты) полномочиями на принятие нормативных правовых актов в какой-либо сфере общественных отношений. В частности, ст. 8 Трудового кодекса России делегирует работодателю полномочия на принятие локальных нормативных правовых актов в пределах компетенции предприятия.