Политический режим.

Веймарская республика Германии. Конституция 1919 г.

Новый курс» Ф. Рузвельта и развитие социального законодательства в США в первой половине XX в.

«Но́вый курс»— название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 г. с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929—1933.

Экономические программы «Нового курса» были проведены через Конгресс во время первого президентского срока Рузвельта в 1933—1936 гг. Их целью было облегчение положения безработных, восстановление экономики и реформа финансовой системы с целью предотвращения повторения Великой депрессии. Поддерживавшая «Новый курс» Рузвельта демократическая партия выражала интересы белых южан, этнических меньшинств и профсоюзов. Республиканская партия в этот период была расколота, часть республиканцев оставалась в оппозиции политике Рузвельта, считая, что она противоречит интересам бизнеса, а вторая часть частично поддерживала ее. Сторонники реформ сформировали «коалицию нового курса», выступавшую на выборах единым фронтом до 1960х годов, но уже с 1938 г. и по 1964 г. Конгресс контролировала оппозиционная «консервативная коалиция». В результате многие экономические программы «Нового курса», такие как программа трудоустройства безработных, были свернуты к концу Второй мировой войны. Тем не менее, часть нововведений Рузвельта, например, программа социального страхования, Федеральная корпорация по страхованию вкладов и Комиссия по ценным бумагам и биржам действуют до сих пор.

историографическое название немецкого государства в 1919—1934 годах в честь учредительного собрания, созванного в Веймаре для принятияновой конституции.

Веймарская республика — германское государство в 1919—33 гг., которое в соответствии с конституцией Германии, принятой 31 июля 1919 г. в Веймаре Национальным собранием (избрано в январе 1919 г.), было конституировано в форме демократической парламентской федеративной республики: глава государства — выборный президент; рейхстаг, избиравшийся всеобщим голосованием, обладал более широкими полномочиями, чем в кайзеровской Германии; президент назначал рейхсканцлера (глава правительства). В 1919—1933 гг. 21 раз сменился кабинет министров, 8 раз переизбирался рейхстаг (в том числе 4 раза в 1930—33 гг.). В условиях обострения левого и правого политического радикализма, а также роста сепаратизма и ослабления централизма (Бавария и др.) в Веймарской республике в 1919—1923 гг. развивалась галопирующая инфляция, возник острый экономический кризис. Несмотря на относительную стабилизацию экономики в 1924—28 гг. с помощью иностранных займов и кредитов (в 1926 г. Германия вступила в Лигу Наций), в стране нарастал государственный кризис, который усугубился на фоне мирового экономического кризиса 1929—33 гг.: с 1929 г. хозяйственная жизнь в Веймарской республике была парализована, число безработных составило свыше 6 млн.чел. На выборах в рейхстаг в июле 1932 г. Национал-социалистическая партия получила 230 депутатских мест из 601 (на выборах в ноябре 1932 г. — 196 из 584). 30 января 1933 г. рейхсканцлером стал глава этой партии А. Гитлер, что знаменовало собой конец Веймарской республики

С принятием Веймарской конституции Германская империя впервые получила парламентскую демократию с закреплёнными в конституции основными либеральными и социальными правами. На общегосударственном уровне законодательную деятельность в форме имперских законов осуществлял выбираемый каждые четыре года рейхстаг, который также принимал государственный бюджет и смещал с должности рейхсканцлера и любого из министров правительства по схеме деструктивного вотума недоверия. Рейхсканцлер подчинялся не только рейхстагу, но и рейхспрезиденту, имевшему право назначать рейхсканцлера и отправлять его в отставку. Рейхспрезидента, занимавшего в государстве обособленное и потенциально могущественное положение, в литературе часто сравнивали с кайзером и даже называли эрзац-кайзером. Он избирался на прямых выборах сроком на семь лет и мог с согласия рейхсканцлера объявить в стране чрезвычайное положение, на время которого в стране временно прекращали своё действие основные конституционные права. Возможному сопротивлению этому решению со стороны рейхстага противопоставлялось право рейхспрезидента на роспуск парламента. Эти серьёзные ограничения демократии сделали возможной фактическую самоликвидацию демократического строя после назначения рейхспрезидентом Гинденбургом на пост рейхсканцлераАдольфа Гитлера в январе 1933 года. В основе конституции был положен правовой позитивизм, означавший, что изменения в конституцию (ст. 76) могли носить неограниченный характер.

31 июля 1919 года Веймарская конституция в своём окончательном варианте была принята Веймарским учредительным собранием и подписана рейхспрезидентом Фридрихом Эбертом 11 августа. В память о рождении демократии в Германии этот день стал национальным праздником.

93. Государственный строй нацистской диктатуры в Германии, особен-
ности законодательства
.

Фашистская диктатура в Германии в 1933–1945 гг.

30 января 1933 г. президент Германии Гиденбург назначил лидера национал-социалистов Адольфа Гитлера канцлером. Были фактически отменены демократические положения Веймарской Конституции, земли были поставлены под прямой контроль имперского правительства, представленного в лице имперских наместников.

В 1934 г. был ликвидирован орган представительства земель – рейхсрат, а в 1935 г. положением «О германских общинах» были ликвидированы остатки местного самоуправления.

После смерти президента Гиденбурга страну возглавил рейхсфюрер и пожизненный рейсхканцлер Гитлер, который одновременно стал верховным главнокомандующим и военным министром.

Для управления государством в условиях фашистской диктатуры были учреждены следующие органы:

– Министерство общественного просвещения и пропаганды во главе с Геббельсом;

– Имперская палата культуры;

– фашистские молодежные организации (Юнгфольк, «Гитлерюгенд»);

– специальные организации: «штурмовые отряды» (СА), служба безопасности (СС), специальная служба порядка (СД), тайная государственная полиция (гестапо);

– Главное управление имперской безопасности, которое возглавил Гиммлер.

Большое влияние фашистская диктатура оказала и на судебную систему – созданы особые суды для расправы с антифашистами, с 1934 г. начал работу Народный трибунал по вопросам государственной измены, в армии активно действовали военно-полевые суды. В своей деятельности судьи руководствовались принципом полного отрицания личных прав немецких граждан.

Фашисты активно осуществляли государственное регулирование немецкой экономики, так были приняты законы «О подготовке органического построения народного хозяйства», 2Об имперской обороне».


94. Государственное развитие послевоенной Германии. Основной закон
1949 г., его возникновение и основные черты.
Федеративная Республика Германии была провозглашена в 1949 году на территории британской, американской и французской оккупационных зон. Столицей ФРГ стал город Бонн. Франция пыталась отделить от Германии Саарскую область, но в итоге по Люксембургскому договору 1956 года Саарбыл воссоединён с ФРГ

Благодаря помощи американцев по плану Маршалла в 1950-х годах был достигнут быстрый рост экономики (германское экономическое чудо), продолжавшийся до 1965 года. Для удовлетворения потребности в дешёвой рабочей силе ФРГ поддерживала приток приезжих рабочих, в основном из Турции.

Основной закон ФРГ конституция Германии, в которой закреплены основы правовой и политической системы страны. Особое значение в Основном законе страны, пережившей опыт национал-социализма, приобрели основные гражданские права.

Основной закон ФРГ вступил в силу 23 мая 1949 года только на территории западных оккупационных зон, и изначально предполагался его временный характер[1]: ожидалось, что советская зона оккупации Германии вскоре объединится с другими, чем и объясняется такое название конституции[2]. В Основной закон ФРГ в 1949 г. были инкорпорированы статьи 136, 137, 138, 139 и 141 Веймарской конституции, которые действуют до настоящего времени. Прочие нормы Веймарской конституции, не противоречившие Основному закону, действовали в качестве обычного права ФРГ до 60-х годов. В 1957 году в состав ФРГ на правах земли вошел Саар, и Основной закон стал действовать и там. Территория Западного Берлина вошла в Федеративную Республику одновременно с восточными землями. Объединение страны произошло лишь 3 октября 1990 года, и с этого года Основной закон ФРГ стал конституцией всего немецкого народа.[3][4]. Преамбула Закона содержала указание на его временный характер до объединения Германии и принятия новой Конституции. Конституционная комиссия, приступившая к работе после присоединения ГДР к ФРГ в 1990 году, пришла к выводу о том, что необходимость принятия новой конституции отсутствует, и положение о временном характере Основного закона было удалено из преамбулы.

95. Государственный строй ФРГ по Основному закону 1949 г.
(«Боннская конституция») – «Основной закон Федеративной Республики Германии», разработанный в период оккупации Западной Германии войсками США, Великобритании и Франции. К. закрепила установление в ФРГ парламентской республики с федеративным государственным устройством и буржуазно-демократическим режимом. В состав ФРГ вошли 10 земель. Высшим законодательным органом является парламент, состоящий из двух палат – бундестага и бундесрата. Первый избирается гражданами на 4 года, второй формируется из представителей правительств земель. Главой государства является президент, выбираемый Федеральным собранием без прений на пятилетний срок. Ведущую роль в системе исполнительной власти играет правительство во главе с канцлером. Судебная власть осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами и судами земель.

 

Государственный (политический) режим - это система приемов, методов, способов осуществления государственной власти в обществе. Если форма правления показывает, как государственная власть формируется, форма государственного устройства – как она организуется территориально, то политический режим определяет, как она реализуется, осуществляется.

Некоторые авторы государственный режим вообще не относят к форме государства, понимая его как содержание деятельности государства. Указанное обстоятельство не лишено смысла. Однако режим необходимо трактовать и как элемент формы государства, ибо он касается именно характера организации государства, его деятельности. Государственный режим показывает, как организована государственная власть: либо она осуществляется силой самого государственного аппарата, либо в осуществлении политической власть принимает участие население, иные элементы политической системы.

С учетом этих оснований различают демократический и недемократический режимы.

Демократический режим – режим, основным источником которого является народ, прямо и непосредственно формирующий представительные органы государственной власти, активно участвующий в управлении обществом.

Общими признаками демократического режима являются следующие:

• признание воли народа единственным источником государственной власти;

• управление делами осуществляется на основе принципа разделения властей;

• население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством как прямой демократии (референдум и др.), так и представительной (через выбираемые народом представительные органы);

• высокая степень политических прав и свобод, реальное их обеспечение, эффективная деятельность институтов, их обеспечивающих;

• политическая элита опирается на широкую социальную базу;

• методы насилия по отношению к населению осуществляются крайне редко, в пределах , предусмотренных законодательно;

• выборность и сменяемость органов государственной власти;

• господство закона во всех сферах общественной жизни;

• плюрализм мнений при принятии государственно-властных решений;

• многопартийность.

Демократический режим (демократия) имеет различные основы и проявляется в двух разновидностях: либеральная демократия и социальная.

Либеральная демократия (от лат. Liberalis - касающийся свободы) – режим, при котором в основу государственного регулирования положена свобода личности, отдельного индивида. Отсюда – наличие широкого комплекса личных прав и свобод, деятельность по их обеспечению. Социальная демократия (от лат. societas – общество) – в основу государственного регулирования положена свобода класса, общества как целого. Интересы отдельного индивида игнорируются, не учитываются при принятии государственных решений. На первое место ставятся социальные, политические права и свободы. Подобные режимы были характерны для социалистических государств.

В зависимости от характера участия населения в управлении делами общества различают две формы демократии: непосредственная и представительная. При непосредственной демократии каждый гражданин лично (непосредственно) принимает решения (участие в выборах, референдум и т.д.).

Недемократические режимы отрицают демократические принципы руководства обществом. Роль личности сводится лишь к исполнению велений государства, она выступает лишь как «винтик» государственной машины, ее права и свободы в значительной степени ограничиваются, либо вовсе ликвидируются. В этом случае народ отстраняется от управления государством, и управление осуществляется лишь силой государственного аппарата.

Недемократические режимы – авторитарный и тоталитарный.

Авторитарный режим (от лат. Futoritas – власть, влияние) – характеризуется сосредоточением больших властных полномочий в руках главы государства или правительства, снижением роли выборных представительных органов, снижением влияния политической оппозиции, средств массовой информации. Естественно, что в этих условиях значительно снижается роль граждан, их организаций. Крайние проявления авторитарного режима характеризуются как тирания и деспотия. Деспот приходит к власти законным путем, жертвами его управления становится не только народ, но и аристократия и ближайшее окружение, тиран же узурпирует власть путем государственного переворота, распространяя репрессивно-управленческое решение на все население.

Основные признаки авторитарного режима:

• в центре и на местах концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов;

• представительные органы действуют, но не играют значительной роли в обществе;

• в качестве методов руководства преобладают административно-командные;

• отказ от полного тотального контроля над всеми сферами жизни;

• отсутствие разделения властей, безраздельное доминирование исполнительной власти;

• реальное участие населения в управлении делами общества незначительно;

• выборы зачастую имеют формальный характер.

Тоталитарный режим (от лат. Totalis – весь, целый, полный) - характеризуется полной (тотальной) регламентацией государством всех общественных отношений. Государство регламентирует и контролирует не только отношения в политической сфере, но и в экономической, социальной, идеологической. В этих условиях личности трудно участвовать в принятии управленческих решений, остается только выполнять решения, принимаемые государственными чиновниками.

Особенности тоталитарного режима:

• абсолютная концентрация власти, объединяющая при отсутствии независимого правосудия законодательную и исполнительную власть;

• полный централизм в управлении, обеспечивающий всеобщий контроль над всеми сферами общественной жизни;

• бюрократизация исполнительной власти;

• террор по отношению к населению;

• милитаризация экономики;

• наличие жесткого аппарата принуждения.

Таким образом, форма государства – фундаментальная общетеоретическая категория, рассматриваемая только в совокупности трех ее составляющих: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного (политического) режима. Теоретический анализ указанных форм способствует более глубокому раскрытию сущности государства, пониманию смысла различных важнейших государственных категорий. Изучение закономерностей развития форм конкретных государств позволяет определить тенденции и перспективы их развития, выделить оптимальные формы.

На форму государства оказывает влияние и величина территории. Большое по территории государство в большей степени тяготеет к федеративной форме государственного устройства, нежели небольшое по территории. Для государств Азии и Африки, экономическую основу которых составляет азиатский способ производства, характерны недемократические (авторитарный и тоталитарный) режимы. Конечно, жесткой зависимости в определении формы государства, ее элементов здесь нет, но определенная тенденция прослеживается довольно четко. Кроме того, на соотношение элементов государства оказывают влияние национальные и исторические традиции, менталитет, своеобразие культуры, религии и многие другие субъективные и объективные обстоятельства.