Лекция 14. Эволюция государственно-политической системы в Казахстане в годы проведения политики перестройки.

Литература

1. Авторханов А. Убийство чечено-ингушского народа: На- родоубийство в СССР / Александр Уралов (А.Авторханов). — М.: СП «Вся Москва», 1991.

2. Алдажуманов К.С., Алдажуманов Е.К. Депортация народов — преступление тоталитарного режима. — Алматы,

1997.

3. Голощекин Ф.И. Десять лет пройденных и предстоящие задачи. — Алма-Ата: Казакское краевое изд-во, 1930.

4. Депортированные в Казахстан народы; время и судьбы. — Алматы: «Арыс» — «Казахстан», 1998.

5. История без «белых пятен»: Дайджест прессы 1987-1988 гг./ Состав. Е.Б. Никанорова и др. — Л.: Лениздат, 1990.

6. История государства и права Казахской ССР / Под общ, ред. Сартаева С.С., часть 2. — Алма-Ата: Мектеп. 1984.

7. Казахстан в период Великой Отечественной войны Со- ветского Союза 1941-1945. Сборник документов и мате- риалов. В 2 томах. — Алма-Ата: Наука, 1967.

8. Кан Г.В. История корейцев Казахстана. — Алматы: Гы- лым, 1995.

9. Козыбаев М.К. Компартия Казахстана в период Великой Отечественной войны (1941-1945). — Алма-Ата: Казах- стан, 1964.

10. Козыбаев М.К., Абылхожин Ж.Б., Алдажуманов К.С Кол- лективизация в Казахстане — трагедия крестьянства.— Алма-Ата, 1992.

11. Лайгер М.П. Социально-культурное развитие немцев Ка- захстана. — Алма-Ата, 1990.

12. Сборник Казахской ССР и Указов Президиума Верховно- го Совета Казахской ССР. 1938-1981. В 2-х томах. — Ал- ма-Ата: Казахстан, 1981.

13. Сталин И.В. Докпад о проекте Конституции Союза ССР — М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1951.

14. Шуранов Н.П. Политика кануна Великой Отечественной войны. — Кемерово: Кузбассиздат, 1992.

15. Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1975. В 4-х томах. — М.. 1975

16. Баймаханов М.Т. Противоречия в развитии правовой надстройки при социализме. — Алма-Ата: Наука, 1972.

17. Баймаханов М.Т. Конституция Казахской ССР в системе конституционного права СССР. — Алма-Ата: Казахстан, 1981.

18. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для на- шей страны и для всего мира. — М.: Политиздат, 1988.

19. Конституция {Основной Закон) Казахской Советской Со- циалистической Республики: Принята на внеочер. 7 сессии).

20.Кунаев Д.А. О проекте Конституции (Основного Закона) Казахской Советской Социалистической Республики и итогах его всенародного обсуждения. — Алма-Ата: Казах- стан, 1978.

21. Кунаев Д.А. От Сталина до Горбачева: В аспекте истории Казахстана. — Алматы: Санат, 1994.

 

Цель – помочь студентам освоить вопрос относительно государственно-правового развития Казахстана в постсталинский период, накануне перестройки.

Задачи – рассмотреть факторы, которые позволяют говорить о противоречивости, волюнтаристском характере проводившихся политико-правовых преобразований при Н.С. Хрущеве, затронуть проблему республиканского правотворчества, конституционного развития, организационных изменений в структуре гос. аппарата.

Массовые политические репрессии. Динамика структуры госаппарата в военных условиях. Законодательные акты военного периода. Депортация народов в Казахстан - правовая оценка. Функционирование Карлага.

Каков был механизм действия репрессивного аппарата? Каким образом происходила перестройка государственного аппарата на военные рельсы?

Какая функция государства стала основной в рассматриваемый период, как она реализовывалась?

В 50-е годы начинается процесс реабилитации незаконно репрессированных и снятия ограничений с представителей депортированных народов. Первым нормативным актом, отразившим перемены в политике Советского государства, был Указ Президиума ВС СССР от 27 марта 1953 года «Об амнистии», по которому освобождались не только «уголовники», но и частично политические заключенные. Статья 7 Указа предписывала «не применять амнистии к лицам, осужденным на срок более 5 лет за контрреволюционные преступления», отсюда подавляющее большинство политических заключенных оставалось в тюрьмах и лагерях. 13 июня 1954 года был отменен Указ 1948 года «Об уголовной ответственности за побеги с мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны». 5 июля 1954 года было принято Постановление СМ СССР «О снятии некоторых ограничений в правовом положении «спецпоселенцев», которое предоставило право проживания в пределах данной области, края, республики, а по служебным командировкам -право свободного передвижения в любой пункт страны на общих основаниях, устанавливал личную явку на регистрацию в органы МВД один раз в год, снял с учета в органах МВД детей спецпереселенцев до 16-летнего возраста, отмял применение штрафа и ареста как административных мер наказания к спецпереселенцам за нарушение режима в местах поселений. В сентябре 1954 года вышло Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О порядке пересмотра дел в отношении лиц, осужденных за побеги из мест заключения или из мест обязательного и постоянного поселения», предусматривалась более мягкую ответственность за побег, в то время как ранее наказание предусматривало 20 лет каторжных работ. Допускался принцип поглощения новым наказанием не отбытой меры наказания /43/. В 1953-1954 годы были отменены Указы Президиума ВС СССР и приказы НКВД, позволявшие продлевать сроки наказания лицам, у которых они истекли в заключении. Ещё 1 сентября 1953 года было упразднено Особое Совещание. 9 мая 1955 года было принято постановление Президиума ЦК КПСС «О снятии ограничений по спецпоселению с членов КПСС, кандидатов КПСС и членов их семей». По постановлению СМ СССР от 24 ноября 1955 года с учета были сняты также участники Великой Отечественной войны: лица, награжденные орденами и медалями СССР, женщины, вступившие в брак с местными жителями, женщины русской, украинской и других национальностей, выселенные вместе с крымскими татарами, чеченцами и др. по признакам супружеских отношений, которые позднее прекратились, одинокие инвалиды и лица, страдающие неизлечимыми недугами, члены семей погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а также преподаватели учебных заведений. 10 марта 1955 года вышло постановление СМ СССР «О выдаче спецпоселенцам паспортов», а 23 марта – «О призыве некоторых категорий спецпоселенцев на военную службу»./44/.

Как отмечает М. Т. Баймаханов: «Процесс снятия ограничений в правах осуществлялся не сразу и полностью, как следовало ожидать, а постепенно, с оглядкой, непоследовательно».Развитие законодательства в конце 1950-х — первой половине 1960-х годов: принятие нового Уголовного и Уголовно-процессуального, Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов и других нормативно-правовых актов. В результате миграционных процессов в межреспубликанском обмене в некоторых союзных республиках процентная весомость титульных этносов стала ниже половины населения. Отсюда перед отечественными правоведами с 50-х-60-х годов появился вопрос: как быть с признаками национальной государственности, положенными в основу образования союзных республик ещё при Сталине? Предлагалось, к примеру, заменить формулировку «компактное большинство» титульной национальности на «значительный удельный вес», либо утверждалось, что «критериев, а тем более правовых норм, предусматривающих конкретные признаки и условия, необходимые для изменения статуса автономной республики в статус союзной, автономной области в АССР, или национального округа в автономную область не существует». Однако по мнению С.З. Зиманова существует «критический минимум » в численности коренной национальности,, ниже которого национально-территориальное образование перестаёт быть политико-организационной формой самоопределения этой нации, приобретает формальный характер. Удельный вес и численность коренной нации, давшей имя автономии, должны быть такими, какие необходимы для эффективного осуществления действительного самоопределения, независимо от её доли и численности в этнической структуре населения республики, подчеркивает академик. Самоуправляемость не самоцель, она должна служить развитию нации. И в этом плане важна не только и не столько фиксация этнической группы в регионе, сколько учет её реальной силы и возможностей самоуправляться, что по Зиманову означает быть реальной носительницей автономного образования, обусловленного наличием достаточных материальных ресурсов и интеллектуальных сил, хотя бы в потенции. Учёный считает, что «этнический порог» как критерий национально-территориального образования должен существовать, поскольку отсутствие достаточной критической массы означает формальность существования самоопределения нации, ниже её происходят проблемы с поддержанием и развитием национальной культуры, распространением образования на родном языке, с проведением кадровой политики, с сохранением национального языка. Признак союзной республики – компактность проживания и удельный вес коренной национальности в составе населения сохранял свою силу в федеративной системе и имел устойчивый характер. Критический этнический порог, когда функционирование республики как национальной государственности является проблематичным, наступал при уменьшении удельного веса коренной национальности до 1/3 состава населения. Снижение удельного веса казахской национальности в составе населения Казахстана по Зиманову имело временный характер.

В советский период принцип разделения трёх ветвей власти противопоставлялся принципу единства власти, который использовался для обоснования построения социалистического государства. Принцип единства власти был воплощен в такой системе построения советских органов власти, при которой все представительные органы, и центральные и местные, составляли единую систему органов власти (местное самоуправление отсутствовало) и решали все вопросы своей компетенции. При данной организации власти остальные органы формально являлись производными от представительных, подотчетны и подконтрольны им, фактически же власть сосредоточивалась в руках руководства коммунистической партии. Особенность Советского государства со­стояла в объединении всех ветвей власти в Советах, в которых депутаты одновременно принимали законы, исполняли их и контролиро­вали их исполнение. Власть Советов во многом носила декларативный характер, сводилась к процедуре формального утверждения законопроектов, которые были заранее разработаны и получили одобрение в партийных структурах. Формирование и развитие законодательства происходило при декларативном формальном федерализме и фактической унитарности.

Высшим органом власти республики, как и прежде, в 50-е годы оставался Верховный Совет Казахской ССР. Ещё в марте 1946 года СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, а наркоматы – в министерства. Аналогичные преобразования произошли в республиках. Совет Министров Казахской ССР являлся высшим распорядительным и исполнительным органом республики. Роль СМ республики как органа центрального управления, министерств – как органов отраслевого управления повысилась. Наметилась определенная демократизация деятельности Советов. 25 января 1954 года вышло постановление ЦК КПСС «О серьезных недостатках в работе партийного и государственного аппарата, а 14 октября 1954 года постановление ЦК КПСС И Совета Министров СССР «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению работы государственного аппарата», в которых что в аппарате сложилась бюрократическая практика, когда главное внимание уделялось не руководству конкретными делами, а составлению многочисленных директив, резолюций, справок, писем и отчетов. Так, в 1956 году были ликвидированы ЦК компартией и правительством Казахстана ряд структурных подразделений управленческого аппарата, высвобождено в целом по республике 909,5 тысяч штатных единиц. За 1955-1956 годы всего было высвобождено 9705,5, в 1957 году – 2607 штатных единиц. В результате сокращению подверглась назначаемая часть государственного аппарата, прежде всего министерств и ведомств. Главной формой деятельности Советов были сессии. Сессии сельских, поселковых, городских и районных Советов созывались не менее шести раз в год, сессии областных и городских (в городах с районным делением) Советов – не менее четырёх раз в год. В марте 1955 года первая сессия ВС Казахской ССР образовала три постоянные комиссии: мандатную, законодательных предложений, бюджетную. Позднее были созданы постоянные комиссии: по промышленности и транспорту, по сельскому хозяйству, по народному образованию и культуре, по здравоохранению и социальному обеспечению, торговле.. 22 января 1957 года было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и укреплении их связей с массами», в котором указывалось на необходимость расширения прав местных Советов посредством передачи им решения ряда вопросов, входивших ранее в компетенцию центральных органов государственной власти и управления. Были приняты Верховным Советом Казахской ССР законы – 20 декабря 1968 года «О поселковом, сельском, аульном Совете народных депутатов Казахской ССР», 21 июля 1971 года «О городском, районном в городе Совете народных депутатов Казахской ССР», 21 июля 1971 года «О районном Совете народных депутатов Казахской ССР», 13 ноября 1980 года «Об областном Совете народных депутатов Казахской ССР», в которых закреплялись вопросы образования и функционирования Советов, их полномочия.

В соответствии с Законом Верховного Совета Казахской ССР от 7 июня 1979 года «О выборах в местные Советы народных депутатов Казахской ССР» выборы во все местные Советы производились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. ВСЕ ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ, ДОСТИГШИЕ 18 ЛЕТ, ИМЕЛИ ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЛИЦ, ПРИЗНАННЫХ по решению суда либо по заключению врачебной комиссии УМАЛИШЕННЫМИ. Кандидаты в депутаты Советов выдвигались общественными организациями, трудовыми коллективами, на общих собраниях. Статья 46 гласила: «Избиратель при заполнении каждого бюллетеня оставляет в нем фамилию того кандидата, за которого он голосует, вычеркивая фамилии остальных». Однако при внешне демократическом характере формирование депутатского корпуса проходило на безальтернативной основе под жестким контролем коммунистической партии. Кандидаты в депутаты подбирались по классовому, партийному, национальному, социальному, профессиональному, половозрастному признаку. Поэтому ещё до начала выборов было известно, сколько в составе законодательного органа будет представителей тех или иных социальных групп.

В этом плане особая роль отводилась организации выборов в Советы, которые по сути несли политическую нагрузку декларируемого принципа народовластия. Причем состав депутатов должен был представлять все социальные группы именно в тех пропорциях, которые существовали между ними в обществе – тем самым в Советах как бы воспроизводилась существующая социальная структура.

Поэтому списки кандидатов в депутаты утверждались задолго до выборов по разнарядочному принципу. Ход подготовки и проведения выборов в Советы находились под строгим контролем местных чиновников. Обычно, на заседании Бюро ЦК компартии республики принималось решение "обязать обкомы, горкомы, райкомы партии обеспечить своевременный и тщательный подбор кандидатов в депутаты местных Советов". Ставилась задача "сделать все необходимое", чтобы в Советы были не только "выдвинуты", но и "избраны" отобранные кандидаты в "народные избранники" Для реализации данных указаний местное руководство прилагало большие усилия. Об этом свидетельствуют, в частности, материалы совещания по подготовке к выборам в Верховный Совет СССР, проходившего 5 июня 1970 года в кабинете председателя Верховного Совета Казахской ССР, где присутствовал и представитель от ЦК компартии республики. На нем указывалось, что прежде всего необходимо позаботиться о "моральном настроении людей", которое предполагалось обеспечить "заботой об удовлетворении их потребностей", то есть, чтобы до начала выборов "в магазинах были колбасные изделия, молоко, масло, хлеб", ведь "если магазинах будет пусто, это не создаст хорошего настроения". Говорилось также о том, "чтобы в больших городах идеально работали маршрутные автобусы", отмечалось, что освещая в печати личность кандидата в депутаты надо помнить: "главный удар - хвалебное направление", при этом, звучало предостережение "может получиться так, что будем прославлять наших кандидатов и в день выборов" .

По сути, выборы были политическим спектаклем, хорошо организованным местной номенклатурой. Так, в документе, поступившем в Карагандинский горком во время выборов 1963 года в местные Советы сообщается: "Вчера на избирательных участках были проведены последние репетиции", "была проведена генеральная репетиция, на которой присутствовал первый секретарь горкома тов. Саламатов" /36/. И если по итогам данных выборов в городе Караганде приняло участие в голосовании 99,99 %, то в 1969 году - 100,1%, в том числе по Железнодорожному району - 102,1% /37/. В очередной раз справившись на выборах со своей задачей, номенклатура могла констатировать: "Единодушным голосованием за кандидатов народного блока коммунистов и беспартийных трудящиеся республики продемонстрировали свою монолитную сплоченность вокруг ленинской партии" /38/. Институт Советов как выборных органов был своего рода ширмой, прикрывавшей всевластие номенклатуры.

Политическая деятельность Д.А. Кунаева как значительный этап в промышленном и культурном становлении республики, заложившем основу для становления независимой государственности Казахстана.

1. Развитие СССР в 1985-1989 г.

2. Изменения законодательства в сторону демократизации.

3. Институт президентства

4. Казахстан-суверенное и независимое государство

5. Начало «перестройки» в Казахстане. Декабрь 1986 года - первое в СССР организованное выступление молодежи против тоталитаризма. Изменения законодательства в сторону демократизации.