Лекция 6. Общественно-политический строй и право казахских ханств в XV — ХVIII вв.

Литература

 

1. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. — М., 1965.

2. Греков В.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. — М.-Л., 1950.

3. Исаев И.А. История государства и права России /Учебник для юридических вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. — М.: Юриста, 1996.

4. Казахстан в эпоху феодализма: проблемы этнополити- ческой истории / Сб. статей, Отв. ред. А.Х. Маргулан.— Алма-Ата: Наука, 1981.

5 Кочекаев Б.-А. Б. Ногайско — русские отношения в 15-18 вв. — Алма-Ата: Наука, 1988.

6. Маргулан А.Х. Едыге и Орак Мамай // Лит-ра и иск-во Казахстана, 1940, № 2.

7. Сарсембаев М.А. Международно-правовые отношения государств Центральной Азии. — Алматы: Гылым, 1995.

8. Гумилев Л.Н. От Руси к России. — М., 1992.

9. Казахи. Историко-этнографическое исследование. — Алматы, 1995.

10. Карамзин Н.М. История государства Российского. — М., 1975.

11Магауин М. Азбука казахской истории: Документальное повествование. — Алматы: Казахстан, 1997.

12. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 15 кн. — М., 1960.

13. Сиповский В.Д. Родная Старина. Отечественная история в рассказах и картинках (с 14 по 16 столетия) — М.: Современник, 1992.

15. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния. — М., 1992.

16. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. — М., 1966.

 

Цель – изучить предпосылки образования и особенности государственно-правового развития Казахского ханства.

Задачи – предоставить обозрение политико-культурной среды кочевой государственности государства Абулхаира в качестве предпосылки возникновения казахского ханства, раскрыть содержание политики нового государства.

Организация кочевых племен Дашт-и-Кыпчака в XV веке. Политическая обстановка в Казахстане к середине XV века

К середине пятнадцатого века пришли в упадок государства Абулхаира и Могулистана. Население ханства Абулхаира, проявляя недовольство политикой своего правителя, оказывает активную поддержку его оппонентам. Борьба Абулхайра с Джучидами не прекращалась на протяжении всего времени его правления, и он так и не смог подчинить себе все земли Ак-Орды. В то же время падает роль Нижнего Поволжья как экономического центра Евразии, и происходит миграция кочевого населения на территорию Казахстана из западных земель Улуг Улуса. Одновременно вырастает значение присырдарьинских городов. Власть потомков ханов Уруса и Барака сохранялась в южных районах Ак-Орды и после 20-х годов. Вожди казахских родов и племён стремились к созданию независимого государства и искали покровителя из рода Джучидов. В условиях смуты и постоянного поиска выделяются два казахских султана Жанибек и Керей. Ещё в 40-х годах пятнадцатого века большая часть племён, населяющих предгорья Каратау и низовья Сырдарьи объединяется вокруг первых казахских ханов. Первые сведения о Жанибеке и Керее появляются в "Тарих-и Рашиди" Мухаммада Хайдар-мирзы Дуглата. Вокруг них сплотились значительные круги родоплеменной кочевой знати и особенно та часть верхушки, которая поддерживала Барак-хана, и была связана с городами на Сырдарье. Эти слои знати были заинтересованы в твёрдой ханской власти, обеспечивавшей их притязания на эксплуатацию осёдло-земледельческого населения оазисов Присырдарьи и получение прибыли от торговли и ремесленного производства местных городов. К Жанибеку и Керею стекались недовольные Абулхайром вожди родов и племён, а так же в их руках находились города Сузак, Сыгнак и Сауран. Абулхайр в 1446 году отбрал у них эти земли. Подтверждение пребывания потомков Уруса и Барака на территориях Сырдарьи и Каратау ещё до откочёвки есть у Махмуда ибн Вали, он пишет: "Когда Абулхайр-хан одержал верх над сыновьями своих врагов в областях Дешт-и Кыпчака, Керей-хан и Жанибек-хан … вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину". Но нельзя думать, что положение во владениях казахских султанов на юге было безоблачным, по сравнению с тем, что в целом происходило в государстве кочевых узбеков. Тимуриды постоянно атаковали крепости в северном Туркестане, с востока нападали могулы, были нарушены сезонные меридиальные кочёвки на весну-лето в центральный Казахстан. Очень сильно ухудшилась обстановка кочевых родов и племен казахов, подчинённых Жанибеку и Керею после поражения Абулхайра от ойратов в 1457 году, которые являлись представителями левого крыла Монгольской Империи ещё при Чингиз-хане. После поражения Абулхайр начал наводить порядок в государстве весьма жесткими мерами. Ханство окончательно пришло в упадок, и это ускорило разделение казахских и узбекских племён. Роль чингизидов, огланов (детей торе); местной аристократии — биев (судьи и предводители родов), батыров, тарханов (привилегированное сословие, освобожденное от налогов). Откочевка султанов Керея и Жанибека от Абулхайрхана в пределы владений хана Моголистана Есен Буки на земли между рекой Чу и Балхашом.

Становление государственности, расширение территории и увеличение населения сторонников мятежных султанов. Образование Казахского ханства

Образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей таких государств, как Ак-Орда и Могулистан. На территории Жетысу продолжала происходить консолидация казахского народа и окончательное формирование казахского этноса. Становление казахской государственности было делом времени. Первым ханом стал Керей который правил с 1469 по 1474 годы, хотя в принципе он с Жанибеком являлись соправителями. Мнение считать началом образования Казахского ханства откочёвку в конце 50-х годов не нашло подтверждение в источниках. Годом основания Казахского ханства принято считать 870 год хиджры или 1465/1466 год нашей эры. Видный исследователь средневековой истории Султанов склоняется к дате 1470 год, когда Жанибек и Керей вернулись в Узбекский улус и захватили там верховную власть, тем самым существенно расширив территории кочевий казахов.

Первые казахские ханы Джанибек и Керей проводили активную внешнюю политику, с целью расширения территории ханства, утверждения своей власти над присырдарьинскими городами и степными районами Дешт-и-Кыпчака.

Последние три десятилетия XV века – это время крупных политических событий, в истории Казахстана и Средней Азии. Крепло Казахское ханство, оно начало вести борьбу за владение всей территории нынешнего Казахстана. «Казахстан», как страна казахов впервые возник во времена создания Казахского ханства.

Казахские ханы, вступившие в войну с шайбанидами за власть в Южном и Центральном Казахстане, обладали, реальной несомненной силой, вокруг них сплотились значительные массы кочевников, у них был плотный тыл в Семиречье.

Войны между казахскими ханами и шайбанидами шли не только за присырдарьинские города, но и за власть над кочевым и полукочевым населением региона. Они стремились укрепить политико - экономическую базу государства, за это боролись более 30 лет. В последней трети XV века и начале XVI века продолжался процесс постепенного включения племен и родов Семиречья в Казахское ханство.

Казахское ханство, в отличие от предшествующих государственных образований на территории Казахстана имело, особенно к началу XV века, гораздо более широкую этническую базу, в него вошли почти все этнические группы, составлявшие казахскую народность, и почти вся территория на которой они обитали.

 

 

5. Общественный строй казахских ханств. Представители «белой кости" — торе, кожа. Представители «черной кости»- жай-шаруа, егинши, жалши, тюленгуты, кулы.

6. Политический строй казахских ханств. Казахские ханства как раннефеодальная монархия. Функции государства. Сохранение пережитков родоплеменной организации в политическом строе. Власть и функции ханов, султанов и биев.

7. Казахское обычное право.

 

Литература:

 

1. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине 16 века. — Алма-Ата, 1985.

2. Зиманов С.З. Политический строй Казахстана конца 18 и первой половины 19 веков. — Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1960.

3. Зиманов С.З. Россия и Букеевское ханство. — Алма-Ата: Наука, 1982.

4. Культелеев Т.М. Уголовное обычное право казахов.— Апма-Ата, 1955.

5. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз- кайсацких, орд и степей. — Алматы: Санат, 1996, ч.3, гл. 14.

6. Материалы по казахскому обычному праву. Сборник 1.- Алма-Ата: АН КазССР, 1948.

7. Материалы по казахскому обычному праву/Сост. 3. Кенжалиев и др. Алматы: Жеты - Жаргы, 1996.

8. Усеров Н. Исследование правового памятника "Жеты-Жаргы". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Алма-Ата,1977.

9. Фукс С.Л. Обычное право казахов в XVIII- в пер. пол. XIX вв. - А-А, 1981.

10. Кенжалиев З.Ж. Материалы по казахскому обычному праву. – Алматы, 1986.

11. Узбекулы С. Хан Тауке и правовой памятник. “Жеты–Жаргы”: учебное пособие. Алматы: Оркениет, 1998.

12. Масанов Н. Кочевая цивилизация казахов. А-А, 1992.

 

Цель – рассмотреть государственную и общественную структуру казахского ханства, особенности правовой системы.

Задачи – дать студентам четкое представление о социально-политической структуре казахского общества, об институте ханской власти, углубить знания по казахскому обычному праву.

Источники казахского обычного права. Кодификация казахского обычного права. "K,аска-жолы" хана Касыма, "Ески-жолы" хана Есима, законы хана Тауке "Жеты-Жаргы". Гуманный характер норм обычного права. Право собственности. Обязательственное право: договор мены, асар, журт- шилык. Семейно-брачное право: калым,-аменгерство: власть отца и мужа. Уголовное право: система выкупов- композиций. Кун, аип. Процессуальное право. Устный и состязательный характер судебного процесса. Способы обеспечения решения суда биев. Барымта. Стадии судебного процесса.

Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества, что дало возможность консолидировать общественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной.

Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Тауке предоставил бийским советам властные дополнительные полномочия, в частности: 1. Принятие важных государственных и политических решений; 2. Исполнение судебных функций; 3. Осуществление дипломатических и миротворческих инициатив. В совокупности бийские советы исполняли военные, политические и идеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничение политического влияния чингизидов. Как правило, Тауке хан проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местечке Култобе.

Тауке хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом провозглашался кониксус! Это прослеживается по распределению голосов в бийском совете, где каждый жуз представляет отдельный, который устанавливают отношения между собой с учетом возрастных категорий. Таким образом, при Тауке серьезным изменениям подверглись, прежде всего, принципы организации власти в казахском обществе.

Реформы Тауке хана коснулись так же и правовой системы. Именно при нем были внесены существенные дополнения в обычное право казахов. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при его непосредственном участии. Согласно народным приданиям, Тауке собрал на Култобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя семь основных разделов:

1. Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

2. Семейно – брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака , права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

3. Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

4. Положение о судебном процессе, обговаривающее итоги судебного разбирательства.

5. Уголовный закон, устанавливающий наказание за различные виды преступлений, кроме убийств.

6. Закон о куне, устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения.

7. Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а так же обязательства по отношению к ним общины и родственников умерших.

Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использовать в качестве источника и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеоразными дополнениями к кодексам были положения биев «Ереже» и «Білер сөзі»- рассказы, содержащие сведения о практике суда биев-судебном прецеденте.

В « Жеты Жаргы» закреплены основные принцепы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от « Великого Джасака» (ясы) Чингис хана, а также установлений ханов Касыма и Есима. «Законы Тауке хана» юредически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрений, то есть охватывали практически все стороны.

Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.

Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукопрекладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки.

Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскарбление родителей.

Существовал прнцип колликтивной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана.

Бии — элита казахского общества, избираемая самим народом Прецедентный характер судопроизводства. Нормы Уложения Тауке хана «Жет-Жаргы» почти 200 лет - Основной Закон, своеобразная неписаная Конституция, на основании требований которой и совершалось правосудие.

Казахское обычное право и шариат. Жизнь политическая правотворческая и судебная деятельность Толе би, Казыбек би, Айтеке би.