Государственное устройство усуней.

Цель – ознакомить с условиями возникновения первых государств на территории Казахстана, показать наличие признаков государственности у гуннов, кангюев и усуней.

Цель – дать представление о предмете и особенностях методов истории государства и права РК.

Лекция 1. Предмет и задачи курса

Общая шкала оценки знаний

 

Аттестационная буквенная оценка Цифровой эквивалент баллов %-е содержание степени усвоения учебной дисциплины Оценка по традиционной системе  
А 4,0 95-100 отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 удовлетворительно  
С 2,0 65-69
С- 1,67 60,64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F 0-49   неудовлетворительно

 

Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется:

 

Р1 + Р2

И % = --------------- × 0,6 + Э × 0,4

где:

Р1 - процентное содержание оценки 1 рейтинга

Р2 - процентное содержание оценки 2 рейтинга

Э - процентное содержание экзаменационной оценки

 

Итоговая оценка в процентном содержании И % переводится в итоговую оценку в цифровом эквиваленте И ц согласно таблице.

 

 

Краткое содержание лекций по дисциплине:

(2 кредита)

 

1. История государства и права РК как наука, её содержание и задачи

2. Предмет ИГП РК. Место ИГП РК в системе юридических наук.

3. Историография и периодизация курса.

 

Литература:

1. ИГП РК Казахской ССР / под ред. С.С. Сартаева. Алма-Ата, 1982. Ч.1,2.

2. История Казахстана в 4 т. Т.1. Алматы: Атамура, 1996

3. Сапаргалиев Г.С., Дюков Л.В. Наука ИГП Казахстана за 50 лет // Научная конференция преподпвателей, посвященная 50-летию ВОСР- Алма-Ата, 1968

4. Абиль Е. ИГП РК. 2-е издание. Астана: Фолиант, 2001

 

Задачи – пояснить суть понятия предмета истории государства и права РК как науки; ознакомить с классификацией методов истории государства и права и их содержанием; дать представление о месте истории государства и права РК среди гуманитарных, в том числе юридических наук. Предмет и задачи курса истории государства и права Республики Казахстан. Проблемы периодизации курса истории государства и права Республики Казахстан. Методология истории государства и права РК. Каковы общенаучные и частные методы познания истории государства и права РК. Роль и функции истории государства и права РК в системе гуманитарных наук. Место истории государства и права РК в системе юридических наук.

Формирование предмета, методов и содержания новой дисциплины. Анализ классических работ ученых Республики Казахстан в области истории и теории государства и права М.Т. Баймаханова, С.З. Зиманова, Г.С. Сапаргалиева, С.С. Сартаева, Жиренчина К.А., Т.М. Культелеева и др., в области истории Казахстана — Е.Б. Бекмаханова, А.Х. Маргулана, М.К. Козыбаева и др. Политико-правовая история Республики Казахстан является специфической дисциплиной юридической науки, развивающейся на стыке ряда гуманитарных наук. ИГП РК близка и к теории государства и права, т.к. последняя изучает и политические отношения, влияние правовой идеологии на развитие государственно-правовых явлений, а также правовые отношения, через которые право воздействует на общественные отношения / См. подробнее: Комаров С.А. Общая теория государства и права — М.: Брайт, 1998/.

Связь ИГП РК с другими юридическими дисциплинам» и рядом иных гуманитарных наук (философия, политология, история и др.) общими объектами исследования: история, государство, право, законодательство, политика. Различие между этими науками.

Понятие метода политико-правовой истории. Методология (от греч. слов «метод» — путь к чему-либо и «логос»— наука, учение — это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности, о научных приемах исследования. Общенаучные, общелогические и специально-научные методы, применяемые в ИГП РК.

Диалектико-материалистический метод как основа методики ИГП РК.

Лекция 2. Разложение первобытнообщинного строя, военная демократия и первые государственные образования на территории Казахстана (IV в. до н.э. —V в. н. э.)

 

1. Возникновение политико-потестарных отношений

2. Протогосударства Казахстана.

3. Государство усуней и кангюев

4. Империя Хунну

5. Государства на территории Казахстана в 3-5 вв.

 

Литература:

1. Абиль Е., Кузембай-улы. История государства и права в древнем и раннесредневековом Казахстане (учебное пособие). Петропавловск, 1999.

2. Абиль Е.А. Политическая организация кочевников Казахстана. Астана: Фолиант, 2001

3. Нысанбаев А., Машан М., Ж. Мурзалин, Тулегулов А. В 2-т. Т.1 Алматы, 2001

4. История Казахстана и Средней Азии / Абусеитова М. И др. Алматы, 2001

5. Абиль Е., Кузембай – улы А. История государства и права в древнем и средневековом Казахстане. Петропавловск, 1999

6. Абиль Е.А. Политическая организация кочевников Казахстана. Астана: Фолиант, 2001

7. Гумилев Л.Н. Хунну. М., 1993

8. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993

9. Сюнну. «Книга Хань». Алматы, 1998

10. Ирмуханов Б.Б. Этническая история древнего Казахстана. Алматы, 1997

11. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992

12. Гумилев Л.Н. Хунны в Азии и гунны в Европе // Вопросы истории. 1989. №№ 6,7

13. Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. М., 1994

14. История Казахстана и Центральной Азии. Алматы, 2001.

15. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. – М., 1989.

16. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. – М.: ТОО ”Мишель и К”, 1993.

17. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

 

Задачи – показать необходимые условия появления элементов государства; выработать умение выявлять и анализировать общее и особенное в первых государствах на территории Казахстана; уметь оперировать источниками; выявлять в них информацию, касающуюся государственно-правовые явления.

Возникновение и развитие племенных союзов усуней, гуннов и кангюев. Военно-политический характер племенных союзов. Политическое и правовое развитие. Образование империи Хунну. Акцент на проблемных аспектах:

1. Что представляла государственная власть в раннеклассовых обществах на территории Казахстана?

2. Каковы закономерности возникновения государства характеризовали Казахстан?

3. В чем отличие образования государственности в кочевых обществах?

В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников, как "Страна Усунь". Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 г. до н.э. собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине II в. до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части.

Во главе государства стоял правитель, носивший титул гуньмо - "великий правитель", передававший престол по наследству. Кроме верховного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.п.

С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились.

итайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства, что привело к усилению в стране прохуннской партии. В 60 г. до н.э. к власти пришел Найби, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, возглавленное представителем царского рода Ожетом. Найби был убит, но пятнадцатитысячная армия китайцев заставила Ожета пойти на компромисс. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого куньбека получил Ожег, 60 тыс. семейств и титул Великого кунька получил Ян-гуйби, ставленник Китая. Ставка великого куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого - в северной части страны, в Жетысу.

Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. Ожег потерпел поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 г. хунну напали на южных усуней и разграбили столицу - город Чигу. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен поход против северных хунну.

В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. После смерти Ожета трон занял его сын Жини, однако, великий куньбек Силыби (33-36 гг. до н.э.) изгнал его и посадил на его место своего ставленника. Силыбию удалось восстановить единство усуньского государства, но в 17 г. до н.э. брат малого куньбека Уйжинжан начал войну с ним. Силыби был убит, попытки вооруженного вмешательства китайцев не имели успеха. В 12 г. до н.э. Уйжинжан был убит, его младший брат с 80 тысячами усуней ушел к кангарам и начал войну против обоих куньбеков. Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником.

Во II в. н.э. усуньские владения окончательно обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V в. имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остается добавить, что этноним "усунь" сохранился и по сей день. Один из родов Старшего жуза казахов называется "уйсун".