Ладовая основа. Ритмика
Несмотря на интонационные различия региональных певческих традиций Запада, все эти традиции являлись ветвями одной христианской монодической культуры, а значит они имели многие общие закономерности не только в упорядочении богослужебного обряда, в опоре на одни и те же тексты, но и в его музыкальном оформлении. Несомненно общим был принцип организации певческого репертуара по восьмиладовой системе, которая с VIII в. стала общей не только для всех региональных традиций латинского Запада, но и греческого Востока. Общим являлось также мелодическое понимание лада, в основе которого лежали мнемонические модели. В григорианской практике бесписьменной традиции эти модели были первоначально представлены формулами «ноэан» (термин Н.Ефимовой; Noeane, в древнерусской культуре «аненайки» — фонемы, лишенные какого-либо смысла). В полуустную эпо-
ху их сменили модели на латинские тексты, парафразы библейских (Primum querite regnum Dei; Secundum autem simile est huic и т.д.). Характерной чертой латинских мнемоник стало обязательное присутствие в их текстах числительных, которые указывали номенклатуру лада. Те и другие мнемонические модели формульного лада в григорианской практике вплоть до XIII в. выполняли функцию интонационного выравнивания мелодики антифона с мелодическим оформлением предписанного к нему псалмового стиха.
Начиная с IX ст. в недрах григорианской ветви средневекового хорала появились теоретические разработки, пытающиеся осмыслить мелодии репертуара с позиций звукорядной теории античности. В течение X—XIII вв. (параллельно с развитием музыкальной письменности и почти одновременно с введением в практику органума) сложилась система восьми «церковных ладов» (toni, modi) с их внутренним подразделением на автентические и плагальные и их попарным объединением вокруг четырех финальных звуков (D E F G). Развиваясь по пути совмещения античного знания с интонационной реальностью эпохи, звукорядная теория церковных ладов установила в качестве основных категорий лада: финалис (finalis — конечный тон), тенор (tenor, он же tuba, repercussa — речитационный тон, тон псалмодирования), амбитус (ambitus — диапазон лада). Таким образом Западный Октоих приобрел вид абстрактной звуковысотной системы, укладывающейся в схему восьми диатонических звукорядов с закрепленным в них местом полутона:
лады | амбитус | реперкусса | финалис |
I дорийский | D-d | a | D |
II гиподорийский | А-а | F | D |
III фригийский | Е-е | с | E |
IV гипофригийский | H-h | a | E |
V лидийский | F-f | с | F |
VI гиполидийский | С-с | a | F |
VII миксолидийский | g -g1 | d | G |
VIII гипомиксолидийский | D-d | с | G |
Звукорядной основой служила полная совершенная система греков, продленная вниз до G и вверх до d1:
Выведенная рациональным способом данная теоретическая система не смогла достойно подменить отшлифованную временем устную традицию мелодического понимания лада и на практике осталась плодом сугубо научных изысканий, которых оказалось недостаточно для того, чтобы раскрыть интонационную сущность григорианского хорала.
Ритмика хорала не была организована принципом регулярности, присущим античным стопам, ритмическим модусам средневековья, 162
позднему такту. Ей свойственна нерегулярность, идущая от прозаической структуры богослужебных текстов, Даже так называемые «стихи» (versus), включавшие в себя, в основном, стихи ветхозаветных псалмов, в латинском варианте не были стихами в принятом ныне значении этого слова. Да и сами слова — греч. στίχος и лат. versus означали не только стихотворную строку, но и вообще строку. Исключение из преобладающей в репертуаре прозы составляли жанры секвенции и гимна, основанные на строгой стихотворной структуре.
Современные исследователи не считают возможным точно расшифровать длительности нот внутри хоральных композиций и используют при передаче звуковысотной линии хорала запись нотных значков без штилей.
В способе мелодизации текста хорала традиционно отмечаются три возможности соотнесения слога и звука. Степень распетости текста определяет один из трех хоральных стилей. Силлабический стиль предполагает такое соотнесение, при котором на один слог текста приходится один звук. Невматический стиль увеличивает количество звуков, приходящихся на один слог до 2-3, а мелизматический стиль украшает каждый слог текста распевами из трех и более звуков.