Мышление

Самостоятельной домашней работы

Методическое обеспечение

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАЯВКА

на участие в конкурсе оригинального жанра в рамках I ежегодного фестиваля – конкурса молодежного творчества

«НОВАЦИЯ»

Направляющая организация  
Название коллектива  
Руководитель  
Количество исполнителей  
Возраст исполнителей  
Профессионалы, любители  
Название номера  
Направление  
Хронометраж номера  
Постановщик номера  
Технический райдер коллектива  
ФИО контактного лица  
Контактный телефон  

 

 

________________/______________________________/______________________________/

Подпись/ФИО/Должность

 

по курсу «Риторика и профессиональные коммуникации в деятельности психолога»

 

 

лингвистические особенности научного стиля речи

 

1. лексико-словообразовательные характеристики стиля

 

1.1. Термины и их определение

 

  Специфическими чертаминаучного стиля речиявляются: а) точность, ясность, логичность; б) обобщенность и безличность. Исходя из данных качеств научного стиля отмечаются следующие языковые черты научных текстов: 1. Лексика: а) преобладание слов с обобщенным, абстрактным значением (явление, применение, польза, предмет и т.д.); б) наличие специального лексического аппарата — терминологии. 2. Морфология: а) преобладание имен существительных отглагольных (изучение, рассмотрение, определение и т.д.); б) в глагольных формах преобладание настоящего постоянного или настоящего вневременного (химия изучает органические и неорганические вещества или молекула состоит из атомов и т.д.); в) кроме того, характерным для научного стиля является использование безличных форм глагола (отмечается, исследуется и т.д.). 3. Синтаксис: а) преобладание сложных предложений над простыми; б) широкое употребление причастных и деепричастных оборотов; в) широкое использование страдательных конструкций(в работе рассматривается, в монографии анализируется и т.д.).  

Задание 1. Найдите в следующем фрагменте из учебника по психологии языковые особенности, свойственные научному стилю речи. Обращайте внимание на особенности употребления падежей, наличие оборотов, способы связи подлежащего и сказуемого, логическую и грамматическую связь между отрезками текста. Почему количество иноязычных терминов в данном тексте невелико? Какие языковые особенности, характерные для научного стиля речи, не нашли отражения в предложенном фрагменте? (Начало ответа см. ниже.)

В истории развития учений о мышлении было немало научных школ и концепций. Мы кратко остановимся лишь на некоторых из них, на тех, которые оставили значительный след в истории, а некоторые из них популярны и в наше время.

Столетие назад представления о мышлении исчерпывались лишь идеями о мышлении как процессе комбинирования ассоциаций различной сложности. Для ассоцианистской психологии было характерно рассматривание всех психических процессов как подчиняющихся законам ассоциации и сведение всех образований сознания к элементарным чувственным представлениям, объединенным на основе ассоциаций в комплексы. Содержательная сторона мышления, сам его предмет оставались на чувственно-образном, перцептивном уровне. Понятия они отождествляли с представлением, суждение рассматривали также как ассоциацию представлений, а умозаключение — как ассоциацию двух суждений с третьим (Д. Юм). Ассоциативная теория сводит содержание мысли к чувственным элементам ощущений, к закономерности протекания ассоциаций. Поэтому представители этого направления в психологии не видели необходимости специально исследовать мышление. Ассоцианистские упрощенные представления о мышлении пришли к кризису и были отвергнуты в начале XX века Вюрцбургской школой (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц). Их заслугой было то, что они положили начало систематическому изучению психологии мышления. В противовес механицизму ассоцианистской школы, которая сводила мыслительные процессы к механическому сцеплению представлений, представители Вюрцбургской школы подчеркнули упорядоченный и направленный характер мышления и впервые выявили значение задачи в структуре мыслительного процесса. Но механистической трактовке мышления представителей ассоциативной психологии Вюрцбургская школа противопоставила телеологическую концепцию детерминирующих тенденций (Н. Ах), которые направляют ассоциативные процессы к цели. Кроме того, в противовес механицизму и сенсуализму ассоцианистов они рассматривали мышление как «чистое», «безóбразное», т. е. они считали, что мышление заключается в непосредственном «усмотрении отношений» и не включает в свой состав ни образов, ни словесных компонентов.

Не лучшим образом решали проблему мышления и представители гештальтпсихологии, пришедшей на смену Вюрцбургской школе (В. Келер, М. Вертгеймер, К. Коффка, К. Дункер), которые видели в мыслительном акте только структурные законы его протекания по принципу «целостности» и «прегнантности». Мышление в их представлениях — это усмотрение (постижение) в отраженных формах реальных тенденций и возможностей отражаемого, которое определяется целостностью ситуации. Келер, один из выдающихся представителей этой школы, считал, что процесс мышления — это есть процесс непрерывного взаимодействия познающего, мыслящего субъекта с задачей (объектом). Важным и весьма положительным в его учении был впервые выдвинутый тезис о понимании в процессе мышления, о важной роли догадки. Этот тезис о понимании в процессе мышления обнаруживает свою психологическую реальность при нейропсихологическом анализе нарушения интеллектуальной деятельности в результате локальных поражений мозга. Нам важно это здесь отметить, так как ниже мы обратимся к этому положению. К. Дункер, другой представитель этой школы, считал, что главное заключается в том, что мышление характеризуется наличием проблемной ситуации.

В целом для всех этих концепций (и ряда других) является характерным отказ мышлению в его своеобразии, сведение его либо к ассоциациям, либо к структурным целостным процессам, либо к научению (Б. Скиннер) и т. д.

В настоящее время в отечественных учениях о психологии произошли большие изменения. Современная отечественная наука рассматривает мышление как продукт общественно-исторического развития, как особую теоретическую деятельность человека, тесно связанную с практической. Современные генетические исследования открыли бесспорный факт — существование процессов мышления, протекающих также и в форме внешней деятельности с материальными предметами. Мыслительные процессы стали рассматриваться как результат преобразования внешней практической деятельности во внутреннюю, идеальную деятельность.

Возможное начало ответа:

— Во фрагменте встречаются цепочки родительных падежей

— Для текста типичны причастия и причастные обороты:.

— В тексте встречаются отглагольные существительные

— Обращает на себя внимание наличие глагола-связки в настоящем времени, нехарактерное для норм литературного языка:

— Встречается конструкция что представляет собой что, типичная для научного стиля речи:

— Для текста характерно употребление специальных терминов

— Новые или важные понятия выделяются в тексте курсивом.

— Используются речевые обороты, указывающие на связь с предыдущим параграфом (мы видели, что), и значительное число вводных конструкций (вообще говоря, например, таким образом, так, вообще), что облегчает восприятие текста.

— Употребляются глагольные формы множественного числа (мы видели, мы начнем, нас не интересует), «вовлекающие» читающего в содержание, и безличные конструкции (нужно знать, достаточно указать, можно говорить), поскольку формы первого лица единственного числа для научного стиля нехарактерны.

 

Дефиниция (определение) — краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином. Например: Полилог — форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько говорящих.   Виды дефиниций: А. Квалификационная — характеризуется максимально полным набором идентификационных признаков.   Б. Ситуативная — характеризуется контекстуально оправданным усечением, частичным воспроизведением полной дефиниции. Сравните: Мышление — процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях, отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (квалификационная дефиниция). Мышление — процесс, он протекает во времени и потому имеет начало и конец. Эта характеристика мыслительного процесса послужила основанием для выделения некоторых фаз (или этапов) протекания процесса мышления. И в этом вопросе также существует большой разброс мнений исследователей (ситуативная дефиниция).

 

Стандартное использование видов дефиниций: 1. Квалификационные: а) первое упоминание термина в работе; б) коррекция дефиниций, предложенных другими исследователями; в) введение нового термина. 2. Ситуативные: а) упоминание уже приведенного в работе термина; б) упоминание общеизвестного термина, не являющегося центральным в рамках данной работы. 3. Структура дефиниции. А. Квалификационная дефиниция имеет структуру перевернутого треугольника: идентификационные признаки приводятся по принципу «от наиболее общих, родовых, к более узким, видовым». Ñ — основанием этого треугольника является самый общий родовой признак, а вершиной — наиболее частный, характерный только для данного предмета. Например: Термин можно определить какслово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание; в основе термина лежит научно построенная дефиниция. Б. Структура ситуативной дефиниции определяется контекстом. Например: Благодаря тому, что термин обозначает научное понятие, он входит в систему понятий той науки, к которой он принадлежит. И нередко системность терминов оформляется языковыми, словообразовательными средствами. 4. Процесс формирования дефиниции. I этап. Наблюдение над особенностями определяемого предмета, выделение характерных признаков.   II этап. Классифицирование выделенных признаков по родовидовой принадлежности.   III этап. Формулирование дефиниции по принципу «от родовых к видовым признакам».  

Задание 2. Дайте определения следующим понятиям. Сравните полученные дефиниции со стандартными, используйте словарь.

I. кризис, дисфункция, креативность, конфликт, валидизировать,прогноз.

Задание 3. Выберите (из предложенных в скобках) термин, соответствующий дефиниции. Объясните связь между структурой термина и структурой дефиниции. В затруднительных случаях обратитесь к словарю.

1. Предположение относительно прохождения какого-либо явления, развития каких-либо событий (диагноз, прогноз, предсказание, тезис, гипотеза).

2. Явление, не поддающееся рациональному объяснению (загадка, ортодокс, парадокс, агнозия, парагнозия).

3. Преобразование, которое при двукратном его применении дает тождественное преобразование (равенство, конгруэнтность, аутентичность, симметрия, идентичность).

4. Наука (или только совокупность сведений) о различных закономерностях и процессах действительности.

5. Предприятие, осуществляющее посредничество в платежах и кредите (касса, инвестор, кредитор, спонсор, банк).

Задание 4. На основании дефиниций определите разницу между парами терминами.

симптом — синдром

регенерация — редупликация

диагноз — прогноз

инверсор — инвертор

паритет — пиетет

дебет — дебит

инфляция — инновация

Задание 5. Исправьте ошибки в формулировке данных определений.

1. Анамнез — это если больной сам рассказывает о своей болезни.

2. Раздражимость — живые организмы реагируют на воздействие внешней среды. Общее их свойство.

3. Патология — это когда имеются некоторые нарушения.

4. Превентивный — предупреждение.

5. Онтогенез — развитие растительного или животного организма.

6. Проекция — вид психологической защиты.

7. Инерция — откат назад.

8. Регресс — обратное движение.

Задание 6. Прочитайте названия психических заболеваний. Пользуясь словарем, определите, кого/чего боится (или ненавидит) человек, страдающий данным заболеванием, объясните связь между содержанием (определением) и структурой терминов:

клаустрофобия;

агорафобия;

арахнофобия;

ксенофобия;

охлофобия.