Формы и методы осуществления функций государства.

Для эффективного осуществления целей и задач государство должно выполнять свои функции в адекватных ему формах и применять в своей деятельности различные методы.

Принято различать правовые, неправовые и организационные формы реализации.

Организационные формы включают создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор и расстановку кадров, технического обслуживающего персонала, делопроизводство.

Но основное значение в организации функционирования государства имеют правовые формы. Именно они показывают неразрывную связь государства и права, которая выражается в обязанности государства при осуществлении своих функций действовать в рамках права, осуществляя деятельность правовыми средствами.

Принято выделять следующие правовые формы осуществления функций государства:

- правотворческая деятельность государства предполагает издание нормативных правовых актов, которые создают условия (основу, правовую базу) для осуществления функций государства;

- исполнительная (управленческая) деятельность подразумевает повседневную работу по осуществлению, претворению в жизнь правовых предписаний, по разрешению конкретных вопросов управленческого характера. Эта деятельность так же осуществляется посредством принятия соответствующих правовых актов, обеспечивающих реализацию норм, иных правовых актов, контроль за их реализацией. Эта деятельность носит название правоприменительной;

- правоохранительная деятельность – это властная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан, включающая в себя меры по предупреждению, пресечению правонарушений, разрешению юридических дел, привлечению нарушителей к юридической ответственности.

Указанные правовые действия осуществляются соответствующими правотворческими, правоприменительными и правоохранительными органами.

Для осуществления своих функций государство и его органы используют различные методы.

Прежде всего, это метод убеждения. Он предполагает повышение уровня правовой и политической культуры населения, воспитание убежденности в необходимости и целесообразности осуществления соответствующих мероприятий государства по решению конкретных вопросов.

Другой метод осуществления функций – метод принуждения. Он применяется не только при наказании правонарушителей, но и при наложении обязанностей и запретов на осуществление определенных действий. Обязанности и запреты необходимо реализовать независимо от желания субъектов.

Кроме указанных основных методов, государство широко использует метод стимулирования (поощрения). Его использование предполагает стимулирование общественно-полезной деятельности, поощрения за активную реализацию правовых предписаний.

Иногда государство использует рекомендательный метод. В этом случае оно ориентирует граждан в правовых актах на конкретный, желательный для государства вариант поведения.

Однако, несмотря на правовой характер деятельности государства (а это - основной его признак), функции государства осуществляются и неправовыми методами.

Эти методы включают большой объем организационно-подготовительной работы. Такая деятельность (контрольная, идеологическая, воспитательная, информационная) не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Такова, например, работа с письмами и за явлениями граждан, социологические исследования и т.д.

Используемые государством методы зависят от характера государственного режима.

Демократический предполагает деятельность в рамках права, законности, преимущественное использование правовых методов.

При недемократических режимах зачастую используются «неправовые» методы. Это диктаторские, силовые, репрессивные действия, нарушающие права и свободы граждан и организаций. Это деятельность государства не связанна с правом, законом.

 

13. Механизм государства: понятие, структура, принципы организации и деятельности.

 

Одним из признаков государства является организованный характер. Для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая «механизмом государства». Именно он олицетворяет материальную силу государственной власти. Таким образом, механизм государства – это система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства. Понятие «механизм государства» тесно связан другим сходным понятием «государственный аппарат». Одни авторы отождествляют эти понятия, другие разделяют их. Безусловно, можно найти некоторые отличия, однако, они не столь существенны. Поэтому рассматриваемые явления можно признать тождественными. Более важным представляется спор, касающийся составных элементов механизма (аппарата) государства. Отдельные авторы понимают его не только как совокупность государственных органов и включают туда и государственные учреждения, организации, предприятия. Подобная точка зрения представляется ошибочной. Дело в том, что государственные органы как часть механизма государства олицетворяют государство целом, его «кровь и плоть», именно они осуществляют государственную власть и непосредственно реализуют функции государства. А государственная власть, как известно, публичная, отделенная от общества. Другие учреждения, организации, (школы, больницы, предприятия и т.д.), даже если они государственные, – элементы гражданского общества. Разумеется, в осуществлении функций государства в демократическом обществе принимают участие и иные, кроме государства, субъекты. В этом случае следует говорить не о «механизме государства», а о «механизме осуществления функций государства», различая эти понятия.

Сущность механизма государства раскрывается через ряд его признаков:

• основным элементом механизма государства выступают государственные органы, включающие государственных служащих, подготовленных для осуществления управленческих функций;

• механизм государства это не простая совокупность, а система органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности;

• механизм государства имеет определенную структуру, обусловленную местом государственных органов и их видов в системе;

• в целом, содержание деятельности механизма государства составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить результативное функционирование всех сфер общественной жизни;

• государственный механизм для выполнения возложенных на него задач наделяется необходимыми организационными и материальными ресурсами, составляющими бюджет государства.

Существует тесная взаимосвязь механизма государства с его задачами и функциями. Именно функции определяют строение государственного механизма, принципы взаимодействия между его органами. С появлением новых задач, стоящих перед обществом и государством, образуются и новые органы, обеспечивающие их решение.

 

 

14. Государственный орган: понятие, характеристика, классификация.

Первичным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое в целях осуществления определенного вида государственно деятельности. Функционируя, он опирается на организационную, материальную и принудительную силу государства. Его можно определить как – индивид или организация, наделенная государственно-властными полномочиями для осуществления функций государства.

Их признаками являются:

• организованный характер. Государственный орган – не простая группа людей, а организация, отличающаяся внутренней структурой, имеющая подразделения (отделы, комитеты, комиссии). Иногда орган государства может быть представлен одним человеком (монарх, президент);

• государственный орган наделен государственно-властными полномочиями;

• организационная обособленность. Государственный орган, осуществляя свои полномочия, имеет право выступать от своего имени в различных правоотношениях;

• компетентность. Государственный орган имеет определенный круг полномочий, то есть обладает определенной компетенцией. Его компетенция закреплена в нормах права;

• наделен обособленным имуществом для осуществления свих функций;

• государственный орган не безликий элемент, а коллектив людей, непосредственно участвующих в управлении государством – государственных служащих. Они выступают от имени государства и получают заработную плату из бюджета государства;

• государственный орган имеет своего руководителя, который его возглавляет и несет ответственность за работу.

Органы государства весьма разнообразны по объему, структуре, правовому положению и т.д.

Органы государства можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По характеру осуществляемых полномочий (на основе принципа разделения властей) различают законодательные, исполнительные и судебные органы.

Высшие исполнительные органы в большинстве государств представлены правительствами, работой которых чаще всего руководит глава государства (монарх, президент) либо глава правительства. Исполнительную деятельность правительство осуществляет с помощью специальных органов – министерств и ведомств.

Судебная власть осуществляется специальными органами – судами.

2. По порядку образования различают избираемые (первичные) и назначаемые органы. Первые избираются или непосредственно населением, или в особом порядке, вторые назначаются первичными органами.

3. По компетенции органы могут быть общей компетенции и специальной компетенции. Органы общей компетенции занимаются решением всех вопросов в разных сферах жизнедеятельности (парламенты, правительства, резидент, монарх). Органы же специальной компетенции осуществляют руководство в отдельных сферах жизни (министерства).

4. По порядку принятия решений (правовых актов) органы делятся на единоначальные (министерства, прокуратура) и коллегиальные (правительство, парламенты).

5. По времени действия различают постоянные (действующие до ликвидации органа) и временные (осуществляют деятельность установленный период времени или для решения определенного вопроса).

6. По месту в системе государственного механизма различаются органы центральные и местные. Кроме того, в федеративном государстве наряду с центральными (то есть федеральными) органами функционируют органы субъектов федерации.