Государственная власть, ее понятие, свойства, основания.
Соотношение государства и права.
Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.
Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.
Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.
Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.
Соотношение права и государства проявляется:
1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;
2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;
3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;
4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.
Выделяют модели взаимоотношений права и государства:
1) тоталитарная;
2) либеральная;
3) прагматическая.
Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый трудйопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять.
Государственная власть:
1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
5) устанавливает систему налогов;
6) организует население по территориальному признаку;
7) характеризуется легитимностью и легальностью.
Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отоиодествля-ются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо.
Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.
Государственная власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и поднес власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы — вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.
Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
10. Государственный суверенитет: понятие, черты.
Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.
Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутренний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний.
11. Функции государства: понятие и их классификация
Внутренние функции – основные направления деятельности государства внутри своей страны. Исходя из характера деятельности государства эти функции, в свою очередь, целесообразно подразделять на организационные и охранительные.
В зависимости от сфер общественных отношений, организация которых осуществляется государством, выделяют следующие организационные функции: экономическую , политическую , социальную и идеологическую.
Экономическая функция – содержит характеристику места и роли государства в системе экономического развития. Она состоит в установлении условий и порядка экономической деятельности. Государство определяет формы собственности, разрешает или запрещает виды предпринимательской деятельности, обеспечивает свободу конкуренции. Государство занимается прогнозированием и планированием экономического развития, устанавливает цены на некоторые виды товаров и т.д.
Политическая функция. Государственная власть, как указывалось, власть политическая. Поэтому основное содержание политической функции связано с регулированием отношений между классами, нациями, иными социальными группами. Именно государство обеспечивает незыблемость государственного строя, политической системы. В демократическом обществе эта функция предполагает обеспечение полновластия народа, осуществления государственного суверенитета, формирование демократического гражданского общества. В тоталитарных государствах политическая функция представляет собой, прежде всего, функцию подавления определенного класса, группы (например, подавление «эксплуататоров» в социалистическом государстве в период «диктатуры пролетариата»).
Социальная функция предполагает, что именно государство обеспечивает создание условий определенного образа жизни населения. Путем развития здравоохранения, образования, культуры, системы пенсионного обеспечения и решения жилищных вопросов. Сюда же относится государственная поддержка отдельных слоев населения (престарелых, инвалидов, бедных, многодетных). Эта функция напрямую связана с понятием социального государства.
Идеологическая (культурно-воспитательная) функция. Для государства небезразличны не только состояние экономического развития страны, но и уровень их культурного, образовательного уровня. Поэтому оно содействует развитию образования, культуры, искусства. Оно оказывает финансирование и поддержку функционирования учебных заведений, учреждений культуры, науки, медицинских учреждений, отдельных средств массовой информации.
В условиях авторитарных, тоталитарных режимов функция государства может состоять в допущении и поддержке единственной идеологии, одного религиозного вероучения (идей марксизма-ленинизма, ислама). В условиях демократии государство поддерживает передовые идеологические и культурные течения, выражающие общечеловеческие ценности, стимулирует их развитие и борется против распространения человеконенавистнических идей, запрещает их пропаганду и наказывает за распространение.
Таким образом, все сферы общественного организма развиваются под воздействием государства. Это воздействие не должно превращаться в диктат, непосредственное вмешательство, жесткое планирование, что имеет место при тоталитарном режиме.
Значительное место в функционировании государства занимает его деятельность по охране общества, социальных ценностей от нарушений. Отсюда – наличие охранительных функций государства.
Среди них (в зависимости от объекта охраны) выделяются:
- охрана существующих форм собственности;
- охрана общественного порядка;
- охрана прав и свобод граждан;
- охрана природы (экологическая функция).
Эти функции обеспечиваются путем принятия соответствующих законов, осуществляются соответствующими правоохранительными органами, в необходимых случаях нарушители привлекаются к различным видам юридической ответственности.
3. Внешние функции государств
Немаловажную роль в деятельности государства имеют внешние функции. Они подчеркивают роль государства как субъекта международных отношений. Любое государство не изолировано в мире и поэтому в своей деятельности неизбежно осуществляет деятельность за пределами страны, взаимодействуя с другими государствами и международными организациями.
Среди внешних функций выделяются:
- оборона страны – деятельность государства по защите страны от нападения извне. Для этого имеются вооруженные силы, которые защищают независимость и территориальную целостность государства, обеспечивают его суверенитет.
- борьбы за мир и мирное существование. В современных условиях, когда армии отдельных государств оснащены ядерным оружием, на первое место ставится задача предотвращения третьей мировой термоядерной войны, которая представляет угрозу человечеству. Эту функцию осуществляют все государства, независимо от социального строя и политического режима. Она осуществляется путем международных переговоров, деятельностью в рамках международных организаций, предупреждения локальных конфликтов с помощью международных миротворческих сил и т.д.
- обеспечение мирового правопорядка. Длительное время в мире существовали две мировые системы – система социализма и система капитализма. Все государства (за исключением нескольких неприсоединившихся) были включены в ту или иную систему. Соответственно они осуществляли функцию – поддержание и развитие этой системы. В современных условиях, при отсутствии двух систем все государства объединены в мировое сообщество. Объединяющим критерием для них являются уже не соответствующая идеология, а общее для всех индивидов, граждан всех государств - права человека, которые и должно обеспечить любое государство. В результате деятельности в этом направлении в обществе устанавливается порядок, основанный на правах человека – единый мировой правопорядок.
Кроме рассмотренных выше, всякое государство осуществляет экономическую и идеологическую внешние функции.
Экономическая функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств. Эта взаимосвязь охватывает широкий круг производственных, торговых, валютных, научно-технических, кредитных, транспортных и других отношений. Внешнеэкономические связи государств постоянно расширяются.
Идеологическая функция предполагает идеологическое воздействие государств друг на друга. В условиях двух мировых систем эта функция проявлялась как борьба двух идеологий – «холодная война». В современных условиях эта функция изменила формы своего выражения, характер воздействия, но осуществляется по-прежнему.
В литературе предлагались и иные основания классификации функций. В частности, деление функций на постоянные и временные, основные и неосновные, вспомогательные.
Полагаем, что данные основания не вполне отражают характеристики функций государства как главных направлений его деятельности, которые отражают сущность и назначение государства как общественного явления.
Здесь налицо отождествление целей, задач государства и его основных функций. В процессе исторического развития перед обществом и государством ставятся постоянно изменяющиеся задачи. Они определяются характером экономического и политического развития, состоянием международного положения. Эти задачи решаются государством в процессе осуществления функций. Цели и задачи меняются, функции же остаются постоянными. Однако при этом на первое место выступает какая-либо одна функция, осуществление которой позволяет более эффективно решить стоящие перед обществом задачи. Так, в период Великой отечественной войны перед нашим обществом и государством стояла основная задача – обеспечить победу советского народа в этой войне. Поэтому для государства на первое место встала функция обороны страны. Ее осуществлению были подчинены и остальные функции – экономическая и идеологическая, воспитательная. После войны на первое место вышла экономическая функция, хотя стоящие перед обществом цели менялись (восстановление нарушенного войной хозяйства, создание материально-технической базы коммунизма и т.д.). В современных условиях важнейшей функцией российского государства становится социальная, реализация которой имеет цель – создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан России.