Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли

Частное и публичное право

Для начала следует отметить, что со времен Древней Греции и Древнего Рима проводится разделение права как целостного образования на частное и публичное. Суть данного разделения состоит в том, что в любом праве отдельно существуют те правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц, —это нормы гражданского, трудового, семейного, торгового либо предпринимательского права, а также отдельно существуют те нормы, которые направлены на защиту общезначимых (публичных) интересов общества, государства, — это нормы конституционного, уголовного, процессуального, административного либо финансового права.

 

Таким образом, частное право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка. Публичное право в свою очередь — это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти и управления, их формирования, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий конституционный строй.

 

Частное право — это область частных, индивидуальных дел конкретного лица, группы лиц, а публичное право — это область государственных дел, дел всего общества в целом. Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности. В общей правовой системе частное и публичное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение весьма условное.

 

Вообще, согласно опыту мировой истории частное право всегда опирается на право публичное, а публичное право в свою очередь бессмысленно без права частного. М.М. Агарков отмечал в своих статьях, что частное право — это прежде всего область свободы и частной инициативы, а публичное право — это область власти и подчинения.

 

Основная функция частного права заключается в распределении идеальных и материальных благ, в закреплении данных благ за определенными субъектами общественных отношений. Публичное право регулирует общественные отношения между людьми исключительно путем велений, исходящих от одного-единственного центра — государства. М.М. Агарков писал, что история права дает различные примеры комбинаций частноправового и публичноправового элементов в обществе, при этом их соотношение зависит прежде всего от хозяйственных условий в обществе и психологии конкретной исторической эпохи.

 

Советская правовая доктрина всячески отвергала концепцию частного права, указывала, что она противоречит социалистическому строю. В настоящее время легализация частного права стала естественной и неизбежной. Без данной легализации невозможно формирование гражданского общества, правового государства, стимулирование частнопредпринимательской деятельности, рыночных отношений.

 

Следует отметить, что современное частное право подразделяется на два целостных раздела: договорное право и корпоративное право. Недавно в Российской Федерации был принят и утвержден Трудовой кодекс, который является «второй конституцией» на территории России — экономической конституцией. ТК РФ ориентирован на рыночные отношения, равенство всех форм собственности, он отражает идеи гражданского общества. Государство сознательно ограничивает свое присутствие в сфере хозяйственных отношений. В ТК РФ получил реальное и окончательное признание и законодательное закрепление институт частного права.


 

В рамках теории государства и права в основу деления права на отрасли и институты положены два основных критерия:

 

1) предмет правового регулирования;

 

2) метод правового регулирования.

 

Итак, под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной правовой отраслью. Иными словами, предмет правового регулирования — это то, что регулирует право, т. е. конкретные интересы конкретной группы лиц в конкретных жизненных условиях.

 

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

 

а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и коллективными;

 

б) поведение указанных субъектов, их поступки, действия;

 

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира;

 

г) социальные факты (события, обстоятельства).

 

Иными словами, предмет правового регулирования — это та сфера общественной жизни, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки называют правовым (юридическим) полем.

 

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых право регулирует предмет правового регулирования. Иными словами, метод правового регулирования — это то, как право осуществляет свою регулятивную роль. Таким образом, метод правового регулирования включает в себя все средства воздействия права на общественные отношения.

 

В структуру метода любой конкретной отрасли права входят следующие элементы:

 

а) установление границ регулируемых общественных отношений;

 

б) издание нормативных актов, которые устанавливают права и обязанности субъектов правовых отношений, предписания о должном и возможном их поведении;

 

в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правосубъектностью: право- и дееспособностью;

 

г) определение мер ответственности на случай нарушения установленных правовых предписаний.

 

В рамках теории государства и права существует множество различных методов правового регулирования, а также их сочетание. Однако целесообразно выделить следующие девять основных методов правового регулирования:

 

1. Императивный метод — это властное предписание, веление государства. Данный метод правового регулирования, к примеру, присущ уголовной отрасли права.

 

2. Диспозитивный метод — это известная альтернатива, возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Данный метод характеризует гражданскую отрасль права.

 

3. Метод дозволений, обязываний и запретов — это строгая направленность поведения субъектов правовых отношений, которая определяется законом. Данный метод является комплексным и сочетает в себе несколько средств и приемов правового регулирования, он характерен практически для всех отраслей права.

 

4. Субординация и властный приказ — это метод, который подразумевает под собой исполнительскую дисциплину, строгую подчиненность, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного аппарата для нижестоящих звеньев. Данный метод правового регулирования характерен для административного права.

 

5. Метод поощрений — это совокупность правовых средств, составляющих премиальную систему. Данный метод правового регулирования характерен для трудовой отрасли.

 

6. Метод автономии и равенства сторон — подразумевает под собой равное процессуальное положение участников судебного разбирательства, их самостоятельность. Данный метод правового регулирования характерен в целом для всех отраслей процессуального права.

 

7. Рекомендательный метод — это совокупность правовых разрешений, содействия и организационной помощи. Данный метод правового регулирования выражается в издании различного рода рекомендательных актов, советов, он характерен для сельскохозяйственного права.

 

8. Метод убеждения и принуждения — данный метод характерен практически для всех отраслей права.

 

9. Индивидуальный метод — подразумевает под собой установление самостоятельной юридической деятельности конкретного рода субъектов правовых отношений в рамках закона. Данный метод правового регулирования выражается в принятии ненормативных актов, заключении договоров, соглашений, сделок и т. д., он характерен для предпринимательского, торгового и других отраслей права.

 

Предмет правового регулирования является материальным критерием разграничения правовых норм по отраслям и институтам, он имеет объективное содержание, не зависит от воли законодателя. Метод же правового регулирования является производным от предмета отрасли права. Метод отрасли права — это юридический критерий разграничения правовых норм, он прежде всего зависит от воли законодателя. В этом и заключается субъективность метода, отличающая его от объективного предмета.

 

Следует помнить, что право в общем виде регулирует не все, а лишь какую-то большую часть общественных отношений, а именно — те общественные отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании, которые поддаются внешнему контролю. В результате попадания в рамки правового (юридического) поля данные общественные отношения становятся правовыми. Если бы основанием деления права на отрасли и институты являлся только лишь предмет правового регулирования, то отраслей права оказалось бы слишком много. Для разграничения необходим также и метод правового регулирования.