Формы осуществления функций государства

Понятие и классификация функций государства

Научное исследование государства любого типа и формы предполагает безусловное рассмотрение государственных функций, которые представляют собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только самого государства, но и общества в целом.

 

Вообще, государственные функции — это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущности и социальное назначение. Исходя из данного определения функций государства, можно выделить следующие их основные признаки:

 

1. Функции государства являются отражением степени развитости общечеловеческого и классового начал в содержании государства. Уровень развития того и другого показывает степень учета классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества.

 

2. В государственных функциях воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису. Кроме того, через функции государства реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на мировом уровне.

 

3. Функции государства, как правило, соответствуют историческим задачам и целям, стоящим перед государством. Государство выполняет свое социальное назначение путем осуществления соответствующих функций.

 

4. Функции государства, наряду с иными факторами, являются отличительной особенностью того или иного исторического типа и формы государственности.

 

Многообразие функций, которые выполняет государство, является вполне объяснимым, и для удобства их рассмотрения целесообразно привести следующую классификацию государственных функций.

 

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются конкретные государственные функции, решению каких задач они служат, все функции государства разделяются на две группы:

 

• внешние функции — служат решению внешнеполитических задач государства. Примером таких функций являются: обеспечение мира и безопасности, поддержка мирового порядка, поддержание обороны страны, внешнеэкономическое сотрудничество и т. п.

 

• внутренние функции — служат решению внутриполитических задач. Примером таких функций могут служить: повышение культурного уровня внутри страны, восстановление экологического равновесия, развитие науки и образования и т. п.

 

Как правило, все внутренние и внешние функции в зависимости от содержания конкретной группы функций, от степени важности регулируемой области отношений подразделяются также на две группы:

 

• основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению основных стратегических задач и целей, которые поставлены перед государством в определенный исторический период;

 

• неосновные функции — являются составными, структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, узкой сфере общественной жизни.

 

Группы основных и неосновных функций государства выделены отдельно в силу наличия ряда специфических признаков, присущих данным категориям государственных функций. К таким признакам, в частности, относятся:

 

1. В основных функциях наиболее ярко и четко проявляются классовое и общечеловеческое начала в сущности государства, его социальное назначение. В неосновных же функциях данные категории не имеют столь прямого проявления и, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения неосновных функций в связи с содержанием той или иной основной функции.

 

2. В отличие от многочисленных неосновных государственных функций, которые, как правило, осуществляются специально созданными для этого государственными органами (например, финансовая деятельность, наука, образование, дипломатия и др.), основные государственные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются целыми звеньями государственных органов.

 

3. Содержание основной функции, в отличие от неосновной, всегда носит комплексный, собирательный характер и при рассмотрении требует системного анализа. Объектом основных государственных функций является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений, неосновные же функции, как правило, регулируют строго определенные отношения.

 

Следует отметить, что, помимо группы основных и группы неосновных государственных функций, существует также группа функций органов государства. Иными словами, функции государственных органов — это реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

 

Взаимосвязь трех групп государственных функций — основных, неосновных и функций государственных органов — проявляется в том, что осуществление основных функций государства по своей сути есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Указанные выше три категории соотносятся соответственно как общее, особенное и единичное (специальное).

 

От функций государства необходимо отличать его задачи, а также принципы осуществления государственной деятельности. В задачах государства определяются его социальное назначение, в свою очередь функции государства — это средство реализации, выполнения государственных задач. Задачи же государства воплощаются на практике посредством осуществления его функций. Принципы государственной деятельности — это основные начала, конституционные основы, исходные установки, в соответствии с которыми осуществляется государственная деятельность.


 

Понятие «форма осуществления государственных функций» является емкостным и требует определения с учетом различных аспектов. Итак, согласно одному определению, форма осуществления функций государства — это деятельность основных звеньев государственного механизма, специфические виды государственной деятельности, отличающиеся от деятельности негосударственных организаций и объединений. В соответствии с иным определением форма осуществления государственных функций — это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются государственные функции.

 

И то, и другое определения являются верными, и в рамках теории государства и права наиболее целесообразно использовать оба определения понятия «форма осуществления функций государства».

 

Согласно первому определению выделяют следующие формы осуществления функций государства:

 

1. Законодательная деятельность — это издание представительными и законодательными государственными органами законов и иных нормативных актов, которые являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями.

 

При этом в рамках федеративных государств правом принимать и издавать федеральное законодательство может быть наделен только федеральный орган законодательной (представительной) власти.

 

2. Исполнительная деятельность — это оперативная повседневная реализация органами исполнительной власти (государственного управления) государственных функций в различных сферах общественной жизни — развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.

 

3. Судебная деятельность — это осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

 

4. Контрольно-надзорная деятельность — это деятельность всех разновидностей органов государственного надзора и контроля за законностью на территории страны. Особое место в данной группе занимает система прокурорского надзора.

 

Как видно, приведенная выше классификация тесно соотносится с принципом разделения государственной власти на три ветви — законодательная (представительная), исполнительная и судебная.

 

Согласно второму определению понятия «форма осуществления государственных функций» выделяются следующие две основные формы осуществления функций государства:

 

1. Правовая форма — это однородная по характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов, связанная с изданием имеющих юридическую силу законодательных и подзаконных актов. В свою очередь, в рамках данной формы выделяются еще две более конкретные формы осуществления функций государства:

 

• правотворческая деятельность — издание, санкционирование, изменение либо отмена нормативных актов, отдельных правовых норм;

 

• правоприменительная деятельность — это реализация, исполнение законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В рамках правоприменительной деятельности выделяются следующие виды государственной деятельности:

 

а) оперативно-исполнительная деятельность — связана с разрешением повседневных вопросов властвования, это творческая исполнительно-распорядительная работа государственных органов по изданию актов применения права;

 

б) правоохранительная деятельность — это властная оперативная работа государственных органов по охране норм права от нарушений, по защите предоставленных гражданам прав и по обеспечению выполнения возложенных на граждан и на государственные органы обязанностей.

 

2. Организационная форма — подразделяется на следующие виды осуществления государственных функций:

 

• организационно-регламентирующая деятельность —направлена на решение тех или иных конкретных политических задач, на технико-организационное обеспечение функционирования различных звеньев государственного механизма;

 

• организационно-хозяйственная деятельность — это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций;

 

• организационно-идеологическая деятельность — это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства.