КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАДОЭКОНОМИЧ. ЗОНИР.

ГЗ- разработка оценочных отраслевых схем, отраж результаты сравнительной оценки отдельных частей терр по природно-ресурсному, терри, эк, соц и другим потенциалам, а также природоохранным и экологическим ограничениям. Град. районирование - деление терри на районы по комплексу условий и факторов, учитывающих задачи стратегического планирования различных видов хозяйственной и управленческой деятельности. Выполняется на основе схем градо-экономического зонирования, а также градостроительного зонирования с учетом важности отдельных характеристик для конкретных видов деятельности.Деятельность регламентируется Градостроительным и Земельным кодексами.Зонирование положено в основу одного из основных принципов землепользования - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель опр-ется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного исп-я в соответствии с зонированием территорий и требованиями зак-ва.Градоэкономическое зонирование и районирование играют большую роль в региональном управлении, так как они направлены на: обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности; содействие комплексному СЭР территории; предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения ОС; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, , а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.

Помимо правовой составляющей организации землепользования зонирование и районирование призвано обеспечивать следующие направления регион. управления:1. Рег-ние платы за землю (земельный налог и арендная плата) связаны с оценкой земли.2. Прогнозирование, планирование и программирование, мероприятия, кот. должны соответствовать комплексному развитию территорий.3. Обеспечение прав граждан на безопасную и благоприятную среду жизнедеятельности.Т.о., зонирование и районирование территории обеспечивает комплексность (учет экон, соц и экол факторов) принимаемых решений в региональном управлении. Особенности:1. Основные виды управленческой деят-ти имеют различные сроки реализации решений. К краткосрочным видам можно отнести: финансовую (инвестиционную, бюджетную, налоговую), земельную, строительную, нормативно-правовую деятельность, а к долгосрочным - градостроительную, природоохранную.

В связи с этим для краткосрочных видов деятельности градоэкономическое районирование должно учитывать современное состояние территории, имеющиеся финансовые и материальные возможности. Долгосрочные виды деятельности (градостроительная, природоохранная) направлены на достижение конечной цели - создание благоприятной среды жизнедеятельности, повышение уровня жизни населения, т. е. на обоснование социальных стандартов жизнедеятельности. Отсюда видно, что эти виды деятельности требуют обеспечения устойчивого развития территории и отдельных поселений. Поэтому градоэкономическое районирование для этих видов деятельности должно дополнительно учитывать ограничения (регламенты) целевого использования территории, которые в определенной степени сглаживают противоречия между целевыми установками краткосрочных и долгосрочных видов деятельности.

2. При разработке градоэкономического районирования необходимо учитывать приоритеты на отдельных временных этапах планирования и прогнозирования в различных сферах управления.

3. При обосновании градоэкономических районов должны учитываться требования (интересы) различных инвесторов.

При всем многообразии землепользования позиция властей в части интересов города - это аренда городских земель, организация комплексной оценки городских земель и введение земельных платежей (налог или арендная плата), основанных на фактической стоимости земли, подготовка квалифицированных специалистов в данной области, создание надежных информационных систем управления земельными ресурсами.

Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли, размер которых не зависит от результатов хоз. деят-ти собственника или землепользователя.

Основная цель оценки территории состоит в том, чтобы установить степень пригодности территории для опр. вида хоз. исп-я, оценки территории может быть частой или общей.

Частная оценка – оценка территории с точки зрения интересов какого-то одного вида ее хозяйственного использования.

Общая оценка – оценка территории, с точки зрения интересов всех возможных видов хозяйственного использования.

Комплексная оценка территории – сравнительная планировочная оценка отдельных участков всей территории района по комплексу природных и антропогенных факторов, с т. зрения благоприятности этих участков для размещения осн. видов хоз деятельности.

При проведении комплексной оценки оценивается вся территория района, соблюдаются интересы наиболее важных отраслей хозяйства, которые являются одновременно основными землепользователями района, в большинстве районов страны – это сельское, лесное хозяйство, массовый отдых и промышленное, гражданское строительство (градостроительство).

Оценка производится по совокупности как природных, так и антропогенных факторов, для каждого вида использования рассматривается степень благоприятности территории применительно к воздействию этих 2-х групп факторов.

К природным факторам относят инженерно-геологические, почвенно-растительные, климатические условия, водные и минерально-сырьевые ресурсы.

К антропогенным факторам следует относить обеспеченность транспортными, инженерными сетями и сооружениями, предприятиями стройиндустрии, транспортную доступность основных промышленных и административно-культурных центров, гигиенические условия и требования охраны природы, а также архитектурно-эстетические достоинства ландшафтов.

Обычно выделяют 3 категории оценочных районов: благоприятные, ограниченно благоприятные, неблагоприятные.

К благоприятным относят территории, на которых фун-ние той или иной отрасли, возможно без проведения значительных инженерных мероприятий и доп. капит. вложений.

Ограниченно-благоприятные – это территории, требующие, для доведения их до уровня нормативных требований, проведения инженерных мероприятий и, связанных со значительными затратами.

Неблагоприятные – территории, освоение которых требует очень серьезных инженерных мероприятий и очень больших капиталовложений.

При стоимостной оценки территории, т.е. когда критерием оценки является удорожание освоения данной территории, по сравнению с нормативными требованиями, к благоприятным обычно относят территории, для которых обычно удорожание по всем природным и антропогенным факторам, составляет менее 10% от базового нормативного показателя. К ограниченно-благоприятным – 10-35%. К неблагоприятным – более 35%.

Принцип платности использования земли, установленный п. 1 ст. 1 Земельного Кодекса конкретизирует Статья 65 Земельного Кодекса.

Целью принцип платности использования земли стимулировать рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв, уменьшить разницу в социально-экономических условиях хозяйствования в разных регионах, на землях разного качества, развитие инфраструктуры в населенных пунктах. Существуют две формы платы за землю:

· земельный налог (до введения налога на недвижимость)

· арендную плату.