C) Региональную власть

B) Местная власть

A) Центральная (верховная) власть

C) Судебная власть

B) Исполнительная власть

A) Законодательная власть

4. Исходя из территориальной организации.Элементы:

В государствах с федеративным устройством еще выделяют и

32))) Государственное управление характеризует реализацию (осуществление), государственной власти, т.е. государственное управление - это способ реализации государственной власти. Государственная власть претворяется в жизнь посредством государственного управления. Государственное управление - это целенаправленное воздействие государства, его органов и учреждений на определённые сферы общественной жизни или общества в целом в интересах его функционирования и развития.
В юридической науке государственное управление принято рассматривать в двух смыслах: широком и узком.
В широком смысле государственное управление - это деятельность всех органов государства (и законодательных, и исполнительных, и судебных), связанная с осуществлениемгосударственной власти в целом.
В узком смысле государственная власть - это деятельность органов исполнительной власти, которые нередко называют органами государственного управления (продолжительное времяпонятие «государственное управление» рассматривалось только в узком смысле).
Государственное управление в широком смысле изучается ТГП, т.к. управленческой деятельностью занимаются не только исполнительные органы, но и законодательные, и судебные.

Государственное управление в узком смысле изучается наукой административного права, (она исследует деятельность исполнительного аппарата по управлению сферами общественной жизни).
Государственное управление как в широком, так и в узком смыслах - это разновидность социального управления, т.е. управления обществом. Как и любая управленческая деятельность,государственное управление протекает как определённый процесс, который в своём развитии проходит четыре основные стадии:
Стадия сбора, обработки и анализа (оценки) информации, необходимой для принятия управленческого решения. Реально государственное управление выражается в принятии различных решений, которые должны опираться на достоверную и поверенную информацию, поэтому государственное управление, как и любая управленческая деятельность, начинается со сбора, обработки и анализа этой информации.
Стадия разработки (подготовки) и принятия управленческого решения. Это основная, кульминационная стадия управленческого процесса, т.к.
она выражает суть управленческой деятельности. Государственные органы в процессе управленческой деятельности принимают управленческие решения, в качестве которых могут выступать как нормативные акты, так и индивидуальные акты. Нормативные решения содержат нормы права, адресующиеся неопределённому кругу лиц и рассчитанные на определённое число типичных ситуаций. Эти решения носят общий характер и именуются нормативно-правовыми актами: (законы, указы и т.д.). Индивидуальные решения содержат индивидуально-конкретные правовые предписания, которые адресуются конкретным лицам и рассчитаны на конкретную ситуацию. Эти решения носят индивидуально-конкретный характер и именуются индивидуально-правовыми актами (приговор, решение суда и т.д.). Чаще всего это акты применения права.

Стадия исполнения управленческого решения. Именно в этой стадии себя проявляет собственно государственное управление. Фактически же государственное управление имеет место только тогда, когда управленческие решения исполняются, т.к. только при исполнении управленческого решения государственное управление достигает своей цели.
Стадия контроля исполнения управленческого решения. На этой стадии государственного управления, как такового, уже нет, но контроль исполнения управленческого решения призван обеспечить нормальное функционированиегосударственного управления.

33)))????????????????????

34)))?????????????????????

35)))????????????????????

36)))????????????????????

37))). Понятие права в общесоциальном и юридическом смыслах. Объективное и субъективное право.Право в общесоциальном смысле –возможность совершать какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать соответствующего поведения от других, это естественное право. Право в юридсмысле – это установленные или санкционированные гос-ом, гос-ой властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода, возможность определенного поведения. Это позитивное право. Нормы права и в целом систему установленных или санкционированных гос-ом норм именует объективным правом, а юридические права, которыми наделяются или реально обладают участники общественных отношений, - субъективнымправом. Объективное и субъективное право связаны между собой и находятся в неразрывном единстве. Субъективные права закрепляются, прежде всего, в нормах позитивного права. А субъективное право производно от объективного. Вопрос о понятии права – права в юрид смысле – вполне достаточно ограничить характеристикой объективного права, тем более, что в юриспруденции под правом в первую очередь подразумевают именно объективное право.

38)))Признаки позитивного права. Нормативность (состоит из норм, определенных правил поведения), общеобязательность, системность, государственно-волевой характер (возникает не само по себе, а по воле государства), формальная определенность (формально закреплено в различных официальных документах), гарантированность (государство, создав правовые нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения). Право (или позитивное право) – это система установленных или санкционированных государством норм поведения, которые обязательны для всех членов общества и действие которых гарантируется государством.

39)))?????????????????????????

40)))?????????????????????????

41)))Функции права: понятие и классификация.Роль позитивного права в общественной жизни, в том числе и его социальное назначение, проявляется в его функциях. Функции права – это определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются сущность позитивного права, его назначение и роль в общественной жизни. Функции позитивного права – это такие направления его воздействия на общественные отношения и общество в целом, в которых так или иначе проявляется сущность права (позитивного). Чаще всего функции права подразделяют на общесоциальные (экономическая, политическая, воспитательная и др.) и собственно юридические (регулятивная, в составе которой выделяют статическая и динамическая, и охранительная).

42)))???????????????????????????????????

43)))Понятие формы и источника права. Формы права: Внутренняя - структура права. Внешняя - каким образом право предстает вне. Понятие «источник права» рассматривается в самых различных смыслах. Источники права: В гносеологическом смысле понимают источник познания права (НПА). В материальном смысле обычно понимают материальные условия жизни общества. В идеологическом смысле - это правосознание, правовые идеи, взгляды на право. В политическом смысле понимается гос-во, нормы позитивного права либо устанавливаются, либо санкционируются гос-ом. В формальном смысле - это способы внешнего выражения и закрепления юридических норм. Отсюда формы права – это способы внешнего выражения и закрепления норм позитивного права. В различных государствах позитивное право может приобретать самые разные формы своего внешнего выражения. Могут существовать и разные юридические источники права: санкционированные обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры и нормативные правовые акты. Что же касается конкретных гос-в, то в них существуют свои основные и не основные формы права. Причем к не основным могут относиться и те, которые причисляются к разряду основных. В нашей стране основными формами права являются только НПА

44))) . НПА как форма и источник права. НПА - это принятый в установленном порядке управомоченными на то субъектами или народом официальный документ, который обладает юридической силой и содержит нормы права. Виды НПА: * В зависимости от субъектов, устанавливающих НПА, можно выделить нормативные акты государственных органов и организаций, нормативные акты негосударственных органов и организаций, совместные нормативные акты и нормативные акты народного правотворчества. * В зависимости от действия во времени НПА: постоянные и временные. * В зависимости от действия в пространстве НПА: на общие (на всей территории гос-ва) и местные (на территории соответствующих административно-территориальных единиц). * В зависимости от действия по кругу лиц, НПА: общие акты (на всех лиц), специальные (на определенные категории лиц), исключительные. * В зависимости от характера содержащихся в актах нормативных положений НПА: основные (содержащие новые правовые нормы), и вспомогательные (не содержащие таких норм). * По юридической силе НПА: законы (обладающие высшей юридической силой) и подзаконные акты (не обладающие высшей юридической силой).

45))). Закон как источник права: понятие, признаки и виды. Закон - принятый в особом порядке представительными высшими органами гос-ой власти или непосредственно народом НПА, который обладает высшей юрид силой, содержат первичные нормы права и регулируют наиболее важные общественные отношения. Признаки: 1) закон - это НПА. 2) закон - это НПА, который, принимается представительным высшим органом гос-ой власти или непосредственно народом. 3) закон - это НПА, который обладает высшей юрид силой. 4) закон - это НПА, который принимается в особом порядке. 5) закон - это НПА, который содержит первичные, исходные нормы права. 6) закон - это НПА, который регулирует наиболее важные общественные отношения. Виды: * По значимости: Конституционные (обладают наивысшей юрид силой). Обыкновенные законы (не должны противоречить конституционным). Кодификационные законы (кодексы) и текущие законы). * По субъектам: Законы, принятые на референдуме (конституции) и Законы, принятые законодательными органами. Классификация законов в федеративных гос-ах: Федеральные законы (действуют на всей территории гос-ва). Региональные законы (действуют только на территории соответствующего субъекта и не должны противоречить ФЗ).

46)))Действие норм права и НПА во времени.Действие во времени норм права и нормативных актов определяется началом и окончанием действия нормативных актов. Нормативные. Акты начинают действовать с момента вступления их в силу: 1. по истечении определённого срока после официального опубликования. 2. с момента, установленного самим актом: момент принятия; официального подписания; опубликования; конкретная дата. 3. с момента, установленного другим, вспомогательным актом. 4. с момента получения их соответствующими органами и организациями. Прекращение действия нормативных актов при: 1. по истечении срока их действия; 2. в случае их официальной отмены; 3. если вводятся в действие нормативные акты, устанавливающие иные правила по тем же самым вопросам; 4. если признаны судом неконституционными или незаконными; 5. в случае изменения обстоятельств, на которые они были рассчитаны. Обратная сила закона – распространение действия нормативного акта на факты и отношения, которые возникли до вступления этого акта в силу. «Переживание» закона – ситуация, противоположная обратной силе закона. Нормативный акт, отменённый или заменённый новым, продолжает действовать.

47))). Действие норм права в пространстве и по кругу лиц.Действие норм права в пространствеэто их действие в пределах определённой территории. Это сухопутная территория; водное; воздушное пространство; недра, находящиеся под сухопутной территорией и водным пространством; условная территория: 1) территория посольств и консульств за рубежом; 2) курсирующие под флагом гос-ва морские и воздушные суда; 3) военные корабли и военные воздушные суда гос-ва, независимо от их места нахождения; 4) космические корабли, станции гос-ва. Также существует экстерриториальное действие (за пределами гос-ва): 1. в случае нахождения граждан за границей; 2. в случае заключения соглашения с другими гос-ми; 3.в случае действия на территориях со смешанным правовым режимом. По кругу лиц – правовые нормы каждого конкретного гос-ва распространяются на всех лиц, проживающих на территории одного гос-ва. Исключения: 1. В каждом гос-ве имеются нормы, которые распространены только на граждан гос-ва и не действуют в отношении иностранцев и лиц без гражданства; 2. Отдельные нормы права распространены только на определённые категории субъектов; 3. Дипломаты, консульские работники не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности; 4. В отношении граждан нормы права действуют не только на территории гос-ва, но и за его пределами

48)))?????????????????????????

49))). Нормы права.Первичные элементы системы права, её «элементарные частицы». Под нормами права обычно понимают установленные или санкционированные государством, а также охраняемые им, правила поведения, которые носят общеобязательный характер и направлены на регулирование общественных отношений.Признаки правовых норм: 1) правила поведения, 2) правила поведения общего характера. Адресуются любому и каждому лицу и рассчитаны на неопределенное множество типичных жизненных ситуаций 3) общеобязательные правила поведения. Обязательны для любого, кто окажется в сфере действия той или иной правовой нормы. 4) правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. 5) правила поведения, которые охраняются Г, обеспечиваются его принудительной силой. Г, установив или санкционировав нормы права, берет их под свою защиту, охраняет различными мерами принуждения, вплоть до самых суровых. 6) правила поведения, направлены на регулирование общест-ых отношений.В этом состоит назначение правовых норм. Государство устанавливает или санкционирует нормы для того, чтобы урегулировать, упорядочить соответствующим образом определенные общественные отношения.

50)))????????????????????????

51)))???????????????????????

52)))??????????????????????

53)))Понятие, признаки и структурные подразделения системы права. Признаки: 1) компонентность - состоит из элементов. 2) интегративность. Элементы связаны между собой, находятся в единстве. 3) организованностью, Принято различать суммативные (эл-ты в случайной связи) и организованные системы (эл-ты находятся в определенной зависимости). 4) многоуровневость. 5) объективностьюстроения - общественные отношения складываются в виде определенной системы. 6) целостностью. Позитивное право состоит из отдельных норм, они образуют единую систему норм. Система права - это взятые в единстве и взаимосвязи, действующие в гос-ве правовые нормы, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру. Подразделения:Нормы права — это первичные элементы системы права, составляющие все остальные её подразделения. Нормы, регулирующие сферу общественных отношений объединяются в отрасли права. Отрасли права — это самые крупные элементы системы права. В структуре некоторых отраслей права принято подотрасли права, а в структуре сложных институтов права — субинституты права. Подотрасли и субинституты права - это дополнительные структурные подразделения системы права.

54)))????????????????????????

55)))?????????????????????

56)))??????????????????

57)))Понятие и система законодательства. Система права и система законодательства. Под законодательством понимают: 1) действующие в гос-ве законы. 2) законы и общие подзаконные акты. 3) все действительные в гос-ве НПА. 4) все источники права. 5) Пьянов - совокупность всех действующих в гос-ве НПА. Признаки! 1. Компонентность законодательство складывается из определенных элементов. 2. Интегративность и организованность - НПА связаны между собой и носят определенный характер. 3) Многоуровневость - законодательство складывается из НПА разной юрид силы. 4) Объективность строения - структура законодательства складывается независимо от органов, устанавливающих НПА. 5) Целостность – законодательство единое целое, НПА связаны. СЗ и СП: 1) отражают разные стороны позитивного права (СЗ - внешнюю, СП - внутреннюю); 2) складываются из разных элементов (СЗ - нормативно правовые акты, СП - нормы права); 3) не совпадающие системы (СЗ - часть права, СП - нормативные акты); 4) СЗ подвержена влиянию субъективного права, СП - складывается объективно; 5) Отрасли законодательстве не всегда совпадают с отраслями права (СЗ – комплексные отрасли).

58)))????????????????????????????

59))). Систематизация законодательства: понятие и формы. Систематизация законодательства - определенная деятельность, которая направлена с упорядочением законодательства. Формы:1) Кодификация - форма совершенствования законодательства. Проводится периодически. Осуществляется в процессе правотворчества. Виды: всеобщая (идеальный вид); отраслевая (создание норм соответствующей отрасли); специальная (создаются комплексные кодификационные акты). 2) Консолидация - принятие правотворческим органом нового нормативного акта. 3) Инкорпорация - не связана с правотворчеством, создание сборников НПА. Официальная (осуществляется нормами, издавшими нормативные акты) и неофициальная (осуществляется организациями по собственной инициативе). Хронологическая и систематическая (по предметному признаку). 4) Учет законодательства - представляет собой деятельность по сбору, хранению НПА.

60))). Понятие и структура правовой системы.Чаще всего под правовой системой понимают взятые в единстве все правовые явления. Правовая система составляет не все правовые явления, а наиболее важные – право выраженное в законодательстве, правосознание, выраженное в господстве правовой идеологии, юридическую практику. Более узкая трактовка: Правовая система – право, той или иной страны, характеризующей с точки зрения его внутреннего строения и источников. Господствует широкая трактовка. Структура: 1) Нормативный эл-т (составляет само право, это центральный главный элемент, который составляет право). 2) Идеологический эл-т (правосознание, правовой культ, наука, правовое образование). 3) Организационный эл-т (охватывает правотворческую деятельность, правоприменительную деятельность, всю юридическую практику.

61))). Национальные правовые системы, правовые семьи и типы права. Каждое гос-во имеет свою, называемую национальной, правовую систему, которая имеет свои специфические особенности. Возникновение и история развития правовой системы гос-ва свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества. На правовую систему большое влияние оказывает политика, политическая культура. Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы – «правовые семьи». Группировка правовых систем в правовые семьи осуществляется на основе юрид подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, другие юрид качества. Национальная правовая система – это система каждого конкретного гос-ва. 4 основные правовые семьи: романо-германская, англо-саксонская, религиозно-традиционная, социалистическая. Типы права: 1) формационное: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое право. 2) подход, основанный на правовых семьях: романо-германское, англо-саксонское, религиозно-традиционное, социалистическое. 3) Лейст: 3 типа права: сословное; формальное; 3. социальное – задача забота о человеке.

62))). Романо-германская правовая система -это совокупность правовых систем континентальной Европы, Японии, России, северной Африки, южной Америки. Основа - римское право. Особенности: 1.Основным источником является НПА – это юридический документ, изданный в установленном порядке, устанавливающий, изменяющий, отменяющий правовые нормы. 2.НПА составляют иерархическую систему (Конституция; Конституционные законы и текущие законы; * подзаконные акты); 3.Система делится на две большие части: Публичное – регулирование общественных отношений в области государственного управления и Частное – общественные отношения между частными лицами; 4.Эти части делятся на специализированные отрасли права в зависимости от сферы общественных отношений (конституц, администр, угол, гражд, семейно-трудовое). 5.Во главе отрасли – комплексный стабильный акт, содержащий основные положения данной отрасли применяется непосредственно – Кодекс; 6.Главным творцом права является законодатель, а судьи – правоприменителями

63))). Англосаксонская правовая система– это совокупность правовых систем Англии, США, Канады, Австрии, Новой Зеландии. Особенности: 1. основной источник – судебный прецедент - нормы сформулированные судьями в их решениях. 2. Носит индивидуальный характер – судья примеривает конкретный случай к сходному случаю. 3. творцом и создателем права является суд - если он не нашел сходства, то судья становится законодателем. 4.в результате главенствующую роль процессуального права, оказывающего влияние на право материальное. 5.отсутствие четкого разделения права на частное и публичное – исторически сложилось подразделение: Общее П – уголовно-правовые дела, договорное право, институты гражданско-правовой ответственности. Справедливые - споры недвижимости, доверительной собственности, банкротства, наследования. Жесткого разделения нет, т.к. применение прецеденты общего права и справедливости осуществления одними и теми же судьями. 6.отсутствие отраслевых кодексов в Англии, а в США немало кодексов - Единообразный торговый кодекс.

64)))Мусульманская правовая система– это совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет религия – ислам – Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия. Одним из главных источников права: 1. Коран - священная книга, речи и проповеди Мухаммеда по различным обстоятельствам. 2. Сунна - сборник о жизни, поведении, поступках, мыслей Мухаммеда 3. Иджма - решение авторитетных исламских правоведов. 4. Кийяс - решение по аналогии. Вторичным источникомявляетсянормативно-правовые акты, нормы дополняющие, конкретизирующие первичные документы. Глубинным источникомявляются религиозная правовая доктрина – произведения ученых-юристов и мусульманских деятелей. Все поступки подразделяются на 5 категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые, запрещаемые. Характерно - переплетение права и религии и регулирование общественных отношений с помощью шариата (перевод: путь следования) – предписания верующим (что должен делать и что нет). Партикуляризм. Отсутствие четкого деления на отрасли. Сенкретный характер (слитый0.